Швейцер о Павле
Труды апостола Павла вдохновили многих на создание серьёзной интеллектуальной литературы, которая пытается восстановить мышление, смысл и цель апостола. Альберт Швейцер, немецкий теолог, врач, музыкант, лауреат Нобелевской премии мира в своей книге «Мистика апостола Павла», старается подчеркнуть этику христианина через мистическое соединение со Христом, ожидая эсхатологического конца истории. Богословие Швейцера нужно фильтровать, но то как он рассматривает эсхатологию и этику, достойно внимания. Он один из первых поставил изучения Павла на иудейскую почву, дав основу для последующих паулинистов развивать это направление. Язык этого автора – это язык интеллектуала, поэтому временами читается сложно, но главная мысль ясна.
Основная цель книги Швейцера – убедительно показать, что идеи Павла были основаны на иудео-христианской эсхатологии, а не на элинизированном псевдохристианском подходе, который ей часто приписывают. Автор охватывает весь спектр христианских верований первого века, придавая ясное значение взглядам Павла на бытие во Христе, крещение, причастие, воскресение (а не на возрождение, как более позднюю концепцию), страдание, праведность по вере, Святого Духа и другие темы. Как и следовало ожидать от Швейцера, он очень красноречиво обсуждает этику Павла и то значение, которое он придает любви как высшему выражению Духа. Затем Альберт описывает, как богословие Павла было изменено христианами первого и второго веков, в частности, Игнатием и автором Евангелия от Иоанна, которые противостояли гностицизму. Именно тогда в серьезной христианской мысли впервые появился эллинизм.
Главный акцент Павла по Швейцеру, состоит в том, что верующие таинственным образом разделяют умирание и воскресение со Христом и таким образом вырываются из своего обычного образа жизни и образуют особую категорию человечества. Когда рассветает Мессианское Царство, народ Божий через смерть и воскресение Христа уже стали участниками образа жизни воскресения, в то время как другие люди под властью смерти.
Отличительная черта мистицизма Павла (не нужно бояться этого слова) – это союз со Христом, а не богомистицизм, когда душа соединяется с Богом, теряя свою идентичность. Швейцер против эллинистического объяснения мистицизма Павла, которое предлагает Буссе, и еврейско-эллинистической теории Дейсмана. Швейцер представляет эсхатологическое объяснение, что подчеркивает умирание и воскресение со Христом как мистический процесс, участия в грядущем Божьем Царстве. Страдания – это практическая смерть со Христом, в то время как обладание Духом – это способ проявление бытия-воскресшего со Христом. Именно это мистическое участие в грядущем царстве поднимает христианина выше уровня иудейского закона, до уровня праведности по вере. Крещение и Вечеря Господня – это также средство участия в ожидании Пришествия Иисуса. Об этическом поведении также заботится Дух, который приходит с покаянием христианина в мистическую церковь.
Швейцер приводит очень много текстов Писания, особенно из Римлянам и Галатам, чтобы доказать мистичность и эсхатологичность богословия Павла. Своим эсхатологическим мистицизмом Павел связывает этику с личностью Христа и делает концепцию Духа – этической концепцией. Своим эсхатологическим мышлением, он воспринимает этику как жизнь в Духе Христа и тем самым создаёт этику, действительную на все времена.
Приверженцам Лютеранской позиции взгляда на Павла трудно читать Швейцера, потому что он ставит во главу угла не оправдание по вере, а участие со Христом. Но чтобы расширить кругозор и увидеть истоки Новой Перспективы, необходимо прочитать эту книгу. Она есть в русском в сборнике под названием «Христос или закон?».