Апостол убеждения: богословие и риторика в письмах Павла.

Возможно, это изображение 1 человек и текст «Apostle Persuasion Theology and Rhetorie in the Pauline Letters James W. Thompson»Апостол убеждения: богословие и риторика в письмах Павла. Джеймс Томпсон (Гранд-Рапидс: Baker Academic, 2020). Стр. 320.
«Апостол убеждения» представляет собой хорошо аргументированный вклад в науку Павла от зрелого, опытного ученого. Томпсон предлагает метафору многослойного рисунка, хорошо описывающую многогранность мысли Павла. Два из этих слоев, богословие и риторика, находятся в центре внимания этой книги. По словам Томпсона, перед толкователем богословия Павла стоит основное препятствие, что письма являются ответами на вопросы, поднятые в его сообществе в течение определенного периода времени. Это ограничивает возможности толкователей уловить основную мысль апостола.
Что касается риторики Павла, то существуют определенные параллели как с еврейскими, так и с греко-римскими риторическими и эпистолярными условностями. Однако Павел непоследовательно использует и применяет эти условности. Следовательно, «письма» Павла включают дискурс, беспрецедентный в еврейской и греческой традициях.
Фактически, разнообразие и авторитет, с которым Павел пишет свои письма, приводят Томпсона к выводу, что Павел представляет «новую риторику».
Автор предполагает, что «для древних ораторов все стратегии убеждения определялись целью оратора получить от слушателей соответствующие результаты: принятие аргумента». Павел последовательно делает это, провозглашая «цели, которыми руководствуется его убеждение». Эти цели или «телос» посланий Павла совпадают с телосом Бога. Следовательно, письма Павла «являются не богословскими очерками, а его средством убедить читателей достичь этой цели». Этот телос имеет два ключевых момента: во-первых, получатели понимают, что они являются частью великого повествования, расположенного в истории спасения Израиля; и, во-вторых, пастырская цель, подчеркивающая нравственное преобразование его общин. Эти два фокуса определяют «задачу убеждения Павла, а его богословие и риторика являются инструментами для достижения этих целей».
Главы 1–4 описывают понимание Томсоном аргументации и богословия Павла. В главе 1 рассматриваются различные аспекты посланий Павла в сравнении с другими древними источниками и отмечается уникальность письма Павла. Томпсон обсуждает три вида речей Аристотеля и пять категорий древней риторики — изобретение (аргументация), аранжировка, стиль, память и исполнение — как полезные рамки для рассмотрения риторики Павла. Однако, поскольку писания Павла включают как греко-римские, так и древнееврейские черты, любая попытка определить или поместить письмо Павла в определенные риторические рамки, весьма трудна. В главе 2 обсуждаются размышления Павла о его прошлом и иудейская основа его богословия. Глава 3 сравнивает и противопоставляет Павла и Иисуса. Глава 4 обсуждает идеалы и богословие Павла, задавая тон остальной части книги.
Автобиографические рассказы Павла и его постоянное использование собственной ситуации и истории действуют как эффективные методы убеждения, подтверждающие истинность и авторитетность его евангелия. В главах 5–11 исследуется, как убеждение и риторика применяются в письмах Павла на основе контекстуальных непредвиденных обстоятельств. Томпсон заключает, что «богословие играет жизненно важную роль в убеждении Павла», но его «богословие служит риторической цели». Таким образом, «толковать Павла — значит признавать как теологический, так и риторический пласты его общения, которые существуют в диалектическом отношении друг к другу». По словам Томпсона, все это для того, чтобы Павел стремился к «преобразованию своих церквей в образ Христа».
В целом Томпсон дает тщательный и взвешенный критический анализ мысли Павла. Его применение убеждения и риторики, основанное на том, что он считает двумя целями Павла, последовательно применяется на протяжении всей книги. «Апостол убеждения» охватывает много вопросов для такой короткой работы, и обсуждение Томпсона хорошо поддерживается как древними, так и современными учеными. Кроме того, то, как он глубоко исследует некоторые понятия, структура, общая ясность и последовательность аргументации, делают эту книгу очень доступной и удобной для чтения. В будущем она останется важным собеседником для всех, кто изучает Павла: студентов, ученых, служителей и широкой читательской аудитории