Размышления над книгой пророка Аввакума

Книга пророка Аввакума – одна из 12-ти книг малых пророков, занимающая среди них восьмое место, как в еврейской, так и в греческой Библии. В ней пророк обращается к Богу с основным вопросом, волнующим людей на протяжении всей истории человечества: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? (1:2). Я несколько раз читала эту книгу, но в свете происходящих событий в Украине, когда стон народа витает в воздухе, когда чувство боли перемешивается с ненавистью к нарушающим покой на украинской земле, мне захотелось глубже изучить исторический фон событий, описанных в книге, темы, поднятые в ней. Ведь, читая пророчество Аввакума, невольно проводишь параллель между переживаниями людей того времени и наших современников.

Книга невелика по объему, и вряд ли кто-то даже из верующих людей ищет в ней ответ на душераздирающий вопрос поколений. В то же время «эта книга очень пронзительна и проникновенна в своем вопрошании к Богу о суде и справедливости. Именно в ней дается, может быть, самый лучший ответ, точнее сказать, рекомендация мучающимся вопросом теодицеи». (Фаст 5).Значение данного термина мы рассмотрим позднее.

Об авторе книги известно крайне мало, хотя его имя обозначено в самом начале повествования – это пророк Аввакум (1:1). Много мнений высказано по поводу значения его имени. Некоторые богословы считают, что оно происходит от еврейского глагола «хабак», означающего «складывать руки» или «обнимать». Так, Мартин Лютер видел в Аввакуме того, кто «обнимал» свой народ, желая утешать и поддерживать его. Блаженный Иероним воспринимал этого пророка как «объемлющего» тему Божественной справедливости, действующей в мире зла. Во второй половине 20 века многие ученые стали видеть в имени ассирийское слово «хаббакуку», означающее растение, указывая тем самым на культурное влияние Ассирии на Иудею 7 века до н.э. Ахтмайер вообще считает, что это прозвище.

Делалось предположение, основываясь на последних словах книги «начальнику хора», что Аввакум мог быть левитом. Иудеи считали, что он был тем самым Аввакумом-пророком, который, по преданию, принес Даниилу пищу в ров львиный, либо сыном сонамитянки, воскрешенным Елисеем. Но ни одно из этих предположений доподлинно подтвердить не удалось из-за скудости информации.

Об Аввакуме – с той или иной степенью уверенности – можно сказать, что он носил официальный пророческий титул и принимал участие в храмовом литургическом пении. Он был образован; само послание его свидетельствует о тонкости его души и о том, что в неменьшей степени, чем пророком, он был поэтом. (Блю 513)

О времени написания пророчества можно судить по упоминанию в тексте халдеев (вавилонян), как о новой воинственной силе, которая «ходит по широтам земли» (1:6). Поскольку Аввакум видел только приближение опасности со стороны вавилонян, его служение лучше всего ограничить временем с 626 по 597 годы. Многие исследователи считают наиболее вероятным отрезком времени 609-605 годы. (Мангано 445)

Книга была написана в период социальной деградации Иудеи и обострения окружающей обстановки. На мировой арене появилась сильная молодая империя Вавилония, сокрушавшая все на своем пути. Разгромив Ассирийскую империю, халдеи нанесли поражение и египтянам. То же ожидало и Иудею. Тогда-то, в канун надвигавшейся гибели, в период неопределенности и страха, и выступил со своим пророческим посланием Аввакум.

На тот момент положение и внутри самой страны было нестабильным. После гибели богоугодного царя Иосии на престол Иудеи сел его сын Иоахаз. Но через три месяца фараон Египта Нехао своей армией низложил Иоахаза, а на его трон посадил его брата Иоакима, человека нечестивого и злого (4 Царств 23:36-24:7; 2 Пар. 36:5-8). Вероятнее всего, видя воцарившееся насилие, и записал Аввакум свое пророчество, пронизанное сокрушением сердца о бедственном положении и нравственном разложении его сограждан.

Слово Аввакума было обращено к Божьему народу, находящемуся в страхе и смятении во времена темных дней царствования Иоакима. Его послание несло иудеям надежду и ободрение, призывало к доверию Богу, который Единственный знает, для чего допускает тяжелые и несправедливые обстоятельства в жизни Своего народа.

Книга состоит из трех глав и довольно проста по структуре. Ее можно условно разделить на 3 части с заголовком в начале (1:1). Первая часть состоит в свою очередь из двух диалогов между Аввакумом и Богом, состоящих из жалобы и Божьего ответа. Первый диалог – 1:2-11; второй – 1:12-2:5. Вторая часть содержит пять проклятий притеснителя (2:6-20). Третья же часть является результатом того, что Аввакум понял суть божественного ответа и написал вдохновенную молитву – песнь хвалы и надежды (3:1-19).

Целью написания книги является ходатайство пророка перед Богом о своих соотечественниках, находящихся в бедственном положении, ободрение иудеев и наставление их правильному отношению к злу и пониманию божественной справедливости – за безнравственность следует наказание. Аввакум обращается к Божьему народу «с необычным посланием надежды и ободрения». (Харчлаа 515)

При поверхностном прочтении книги можно отметить, что в книге пророка Аввакума одна главная тема – тема теодицеи. Это и «не удивительно, что горестное «Почему же Ты, Господи, не вмешаешься, не воспрепятствуешь происходящему!?» звучит между строк в первых же стихах Аввакума». (Блю 515)

Может показаться, что книга рассказывает о человеческих сомнениях, ибо Аввакум не боится спросить Бога о причине его поступков. Но это только на первый взгляд. На самом деле, при вдумчивом прочтении, тема теодицеи и связанные с ней сомнения – это только одна из тем книги. Гари Холл вообще считает, что «это второстепенные темы книги. Основная же тема книги отвечает на вопрос: как Бог награждает праведных и наказывает злых». (Мангано 447)

Что же означает термин «теодицея»? Это богооправдание.
Как оправдать Бога, если в сотворенном Им мире так много зла? Где Логос, где смысл, если в мире так много бессмыслицы? Какой смысл в том, в чём смысла нет? Как оправдать безразличие неба, в водовороте зла на земле? Нам христианам ясно, что Бог оправдывает нас, но как оправдать Бога? (Фаст 9)

Протоиерей Фаст считает, что в Писании есть только две книги, целиком посвященные этой теме – книга Иова и книга пророка Аввакума. Из этого можно заключить, что главной темой рассматриваемой нами книги, по его мнению, является именно тема теодицеи. Даже свое толкование на пророчество Аввакума он называет «опытом библейской теодицеи».

Но мне все же ближе мнение Гари Холла, что в книге пророка Аввакума есть несколько основных тем и главной из них является тема суда – Божьего поощрения праведных и наказания беззаконных. Рассмотрим ее подробнее.

Внимание пророка, как и других благочестивых иудеев его времени, было занято мыслью о внутренних нестроениях религиозно-общественной жизни своего отечества и преимущественно о главном зле времени – о преобладании силы над правом, о нечестии судей, о совершенном разорении положительного закона и падении самого чувства законности (1:2-4).

Как глубоко верующий член теократического общества, больше того – как Богопоставленный страж теократии, пророк в святой ревности за «оцепеневший» (евр. «пуг») как бы закон, за попранную правду Божию (ст.4), с молитвенным дерзновением (подобно псалмопевцам) взывает к Богу о давно ожидаемом им Божественном вмешательстве в жизнь его сограждан, не отвечающую Божественному закону. (Лопухин 309)

Бог не заставил пророка долго ждать ответа. Он сразу же дал ему понять, что невмешательство Бога в происходящие события только кажущееся, и что вскоре он откроет Свой суд над «недостойным поколением избранного народа Божия». (Лопухин 309). Бог требует от иудеев внимания к Своему откровению, ведь над ними нависли ужасные события, невиданные доселе, способные изумить и привести в ужас, «дело, которое вы бы не поверили, если бы вам рассказывали» (1:5). «Наказание виновных – ради их исправления – совершится по законам высшей справедливости; оно уже в пути». (Блю 517)

Но самое большое «изумление» вызвал у иудеев, скорее всего, Божий выбор орудия исполнения судебного приговора. Им оказались халдеи – жестокие и необузданные, наводящие ужас на окружающие народы. Описанные Аввакумом вавилоняне (1:7-11) , «агрессоры своего времени, не понимали, что своими победами обязаны всемогуществу Иеговы, избравшему их орудием ярости Своей – для вразумления народов».(Харчлаа 518).

С торжеством Божьей справедливости понятно, но какова же длительность этого наказания (1:17)? И Аввакум получил ответ на свой вопрос.

Пришедший ответ стал основой глубокого богословского размышления, который длился веками, став даже основным текстом Нового Завета: «Праведный верою (верностью) жив будет» (2:4). Бог будет действовать в свое время, но пока это время не наступило, Его народ должен доверять Ему. (Мангано 448)

Утешает то, что Бог поступает по справедливости не только со Своим избранным народом, наказывая его в воспитательных целях, но справедлив он будет и к вавилонянам. Не смогут устоять те, кто полагается на себя и свою мощь, люди, делающие зло другим, пусть не сразу, но впоследствии не останутся безнаказанными – «душа надменная не успокоится» (2:4). Проклятие Вавилона страшно – горе ему! Вот они – справедливые суды Божии.

В исполнении наказания иудеев, а затем халдеев, блаженный Феодорит видит и пророческую теодицею. Пророк показал «правдивость Божию и то, как наказует Бог иудеев через вавилонян, а вавилонян через другие народы». Возможно, иудеи и сами были бы не против отомстить халдеям за себя, но Бог для этих целей использовал других. «Бог не угождает униженному самолюбию иудеев», они получили то, что заслужили. Воздать же по заслугам вавилонянам – это прерогатива Бога. «Не нашему правдолюбию угождает Бог, а Свою правду творит в нашей жизни». (Фаст 121)

Глядя на справедливые суды Божии, из уст Аввакума зазвучала хвалебная песнь праведника, который «верою жив будет» и который, ни при каких обстоятельствах жизни, не перестанет доверять свою жизнь Богу, и что бы ни случилось, он будет «радоваться о Господе» и «веселиться о Боге спасения своего» (3:18). «Провидение Божие по отношению к Вселенной призывает Божий народ к верности при любых обстоятельствах». (Холл 448)

Темы, озвученные в книге пророка Аввакума, не потеряли своей значимости и в наше время. Как и в древние времена, так и сейчас, люди, как неверующие, так и христиане, задаются вопросом «почему люди дерзкие благоуспешнее в делах людей благонравных, и почему наказание не преследует беззаконных по стопам их»? (Федорит 22) И, к сожалению, порой не находят ответа. А ведь ответ есть: зло не останется безнаказанным, рано или поздно это произойдет.

Смотря на происходящие события в нашей стране, даже верующие недоуменно взывают: «Боже, почему? Ведь Украина – самая «христианская» страна Европы?». Но, нельзя ли предположить, что возможно украинскому христианству нужно было вторжение «агрессоров», может именно они и стали орудием Божиим для воспитания нас, наших соотечественников, как верующих, так и неверующих. И как бы это странно ни звучало, исходя из книги пророка Аввакума, Бог не просто допускает завоевателей на чужую территорию, а даже избирает их в качестве орудия воспитания определенных народов.

Поэтому мы, как церковь, должны молиться о милости Божьей к нашему народу, не оскорбляя при этом вторгшихся на нашу территорию, утешать людей, которые испытывают боль и горе, разруху и никогда не переставать надеяться на Бога, доверяя ему свое будущее. Ведь только Он знает «доколе» это будет продолжаться и знает, как найти управу на тех, кто нарушает наш государственный суверенитет. Что бы ни случилось, мы не должны терять наше упование на Господа и радость о Его спасении. Научимся же славить Бога, даже когда «не расцветет смоковница», когда тарифы будут не сносными, когда в правительстве будет беспорядок и даже когда враг будет у ворот, ведь Бог – наша сила.

 

Список цитированной литературы

Мангано, М. Введение в Ветхий Завет. Москва: Духовная Академия Апостола Павла,

2007.

Фаст, Г.Толкование на книгу пророка Аввакума или Опыт библейской теодицеи. Киев:

Богуславкнига, 2014.

Харчлаа, П. Толкование Ветхозаветных книг. США: Ашфорд, Коннектикут, 1996.

Федорит, Толкование на книгу пророка Аввакума, Сергиев Посад, 1907.

Лопухин, А. Толковая Библия. Петербург,1908-1910,1913.

Новая женевская учебная Библия. Свет на Востоке, 2012.

Василів, Р. Книга пророка Авакума. Івано-Франківськ : Нова Зоря, 2005.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *