«Ключи Царства» — это незабываемая история преподобного Фрэнсиса Чизхолма и его борьбы с ловушками мира, от которого он отказался. . . его запретное влечение к женщинам. . . его борьба с начальством. . .В основе романа – добродетель и терпении пастыря, в заботе о других как высшей добродетели. Священника побудила к церкви глубокая убежденность в своём призвании и трагедия детства, когда он потерял своих родителей. Он никогда не стремился к слепому принятию атрибутов своей веры; главное, что в нём горело пламя служения. Внешне Френсис казался неудачником, будь то краткосрочное пребывание в Шотландии в нескольких приходах или в течение многих лет на китайском миссионерском поле. Его история рассказана просто, как он скромно прожил свою жизнь, столкнулся ли он с голодом, болезнями, пандемией, войной, бандитами или, что самое тяжелое, с безразличием. Его новообращенных было немного, но каждый пришел в церковь добровольно. В повествовании нет замедления или ускорения; прошлое и настоящее прочно сплелись в одну единую картину. И главный урок книги — это урок для смутных времен, когда вера в Бога крайне необходима и она является жизненной силой для преодоления любых кризисов. Это великая книга, книга, в которой нет ограничений вероисповедания. Действие романа происходит в конце 19-го и начале 20-го века и непревзойдённый автор Арчибалд Кронин рассказывает историю отца Фрэнсиса Чисхолма, шотландского священника, который обнаруживает, что его планы и планы Бога в отношении него не совпадают. Автор рассказывает о священнике, который тихо выполняет Божью работу, когда другим это, похоже, не нравится. Итак, в то время как его товарищ по играм детства обнаруживает, что направляется к славной карьере священника, Чисхолм отправляется в сельский Китай.
Даже там он не может идти по намеченному ему пути. В то время как Церковь гордится количеством обращенных, Чисхолм теряет своих первых обращенных, когда узнает, что они христиане, потому что это дает им работу. Затем он отвергает обращение влиятельного члена деревни, который обращается из-за медицинской помощи, которую Чисхолм предложил своей семье, но священник принимает только подлинное обращение. Вместо того, чтобы искать новообращенных, Чисхолм решает служить деревне. С помощью нескольких монахинь, посланных ему на помощь, наш герой строит миссию, которая предлагает детям образование, принимает сирот и кормит деревню в трудные времена. Но когда в этот район приходит новый военачальник и сражается с деревенскими войсками, Чисхолм оказывается в затруднительном положении. Он спасает раненых из деревни, и новый военачальник требует компенсации, которая уничтожит миссию, детей и людей в ней. Как христианин, он сталкивается с идеей вступить в битву, чтобы спасти свой народ или не причинить вреда, как учит его вера, и позволить другим быть ранеными, изнасилованными и убитыми. Любое решение означает смерть для других — не решать значит решать.
Именно такие дилеммы придают этой книге такую глубину. Чисхолм дружит с пресвитерианской миссией в городе и отказывается видеть в них конкурентов. Он также приправляет свои разговоры цитатами из Конфуция. Его открытость другим конфессиям и деноминациям вызывает беспокойство у официальной церкви. Даже его очень простой образ жизни, хотя и очень христианский, вызывает подозрение.
В разгар всего этого, «друг» детства Чисхолма теперь является его руководителем. В то время как Арчибалд Кронин делает несколько легких выстрелов в священника, которому предлагают получить больше церковной власти, наш герой избегает этой карикатуры на пастырство. У персонажей этого романа есть глубина и реалистичность, таких как Мать Мария-Вероника, с которой у священника бурные отношения, которые перерастают в крепкую дружбу. В книге нет совершенных людей, но смирение Чисхолма рождено истинной верой в Иисуса. Этому прекрасному роману удается проникнуть в глубины христианства, показать его грехи и все-таки подарить читателю надежду. И это от писателя, не вписывающегося в традиционные христианские рамки. Отличное произведение для христиан, поскольку оно предлагает реалистичную картину испытаний и радостей веры, а также отличная книга для нехристиан, которые ищут честную картину спотыкающихся последователей Иисуса. В то время как читатель считает, что ключи от Царства у власть имеющих церковников, на самом деле они у простых пастырей, любящих Пастыреначальника и свою паству.