Использование современной музыки в церковной практике принято считать слиянием верующих с миром. Но, на мой взгляд, она всё же допустима в практике поклонения. Попытаюсь своё мнение обосновать. Приведу аргументы “за” и “против”.
Аргументы “ЗА”:
1. Аргумент о свободе.
Главным аргументом моего убеждения является доктрина о христианской свободе. Христианская свобода – это уважительное отношение к различиям в понимании вопросов, которые Библия не прописывает.
Апостол Павел говорит: «…блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Римлянам 14:22).
Используемый в прославлении стиль музыки является личным предпочтением конкретного христианина, понятным ему и отражающим его мироощущение, следовательно, каждый человек свободен выбирать тот стиль поклонения, через который он может от всего сердца воздать хвалу Богу и искренне Ему поклониться. Различие музыкальных вкусов не должно ограничивать свободу в выборе стиля.
«Эмоционально мы можем не воспринимать, а иногда даже воздвигать стены, которые не дают войти в богатство поклонения. Самое главное уважать выбор других, это и есть проявление христианской свободы». (Чек 72)
2. Возрастной аргумент.
Использование различных стилей музыки в церковной практике также основано на культурных и возрастных предпочтениях.
Как говорил специалист по истории музыки Эндру Уилсон-Диксон, «христиане по всему миру готовы воспринимать самые разнообразные типы музыки в качестве средства богослужения» (388).
Поэтому, если на молодёжном собрании проходит современное поклонение, то не обязательно оно должно нравиться взрослым. «Современный или традиционный стиль музыки должен быть удобным и отражать культурные особенности поклоняющегося» (Уэббер 142).
3. Евангелизационный аргумент.
Ещё одним аргументом в пользу разнообразия музыкальных стилей современного христианского поклонения есть евангелизационная направленность – желание достигнуть Евангелием определенного слоя населения.
Лайнус Моррис говорит, что «в стиле богослужения и музыки учитывается фактор присутствия неверующих».
Например, современную неверующую молодёжь намного эффективней достигать рок-музыкой, чем традиционным классическим стилем. Ряд социологических исследований доказало, что примерно 50% современной молодёжи предпочитает слушать поп и рок-музыку (Music itop).
Клаус Дуглас в своей речи в защиту современной музыки сказал: «Возможно эта музыка не такая глубокая, как традиционная, но в ней чувствуется радость и увлекающая сила…Бит в рок и поп музыке так популярен потому, что он имитирует сердцебиение человека. Поэтому рок-музыка так легко доходит до сердца молодого человека». (Дуглас 46; Уилсон-Диксон 385)
4. Исторический аргумент.
Немаловажным аргументом в пользу допустимости использования современной музыки это то, что богословие и история не узаконивает какой-то стиль.
Как говорит Даг Филдс: «Предпочтение того или иного стиля поклонения относится больше к социологии, чем к богословию» (122).
Форма поклонение в Библии менялась от поклонения в скинии до поклонения в храме, от синагоги до домашних церквей. Было разное положение тела в поклонении, использовалась громкая и тихая музыка. Пение сопровождалось игрой на инструментах и звучало без аккомпанемента. Славили Бога профессиональные левиты и простой народ. Библия учит разнообразию в поклонении. (Миллер 70-72). Нет, какого то канонизированного стиля поклонения Богу, как говорят противники современной музыки (Лукарни 124). Если это верно в прошлом, то верно и в настоящем.
Песни, которые сегодня считаются духовными, в прошлом считались мирскими. Так произведение Генделя «Мессия» представители церкви критиковали, считая его приближённым к миру.
Гордон Л. Боррор и Рональд Б. Аллен пишут: «История учит тому, что церковное тело, которое канонизирует музыкальную форму и стиль, начинает медленно превращаться в окаменелость» (Миллер 168).
Так что для поклонения Богу мы можем выбрать госпел или блюз, поп или рок.
Для Бога более важна не форма поклонения, а её содержание. Форма меняется, а содержание должно всегда соответствовать библейской истине. Форма – это проводник истины и определяется целью в конкретной ситуации. Содержание, а не форма поклонения является регулирующим фактором при выборе стиля.
Пастор Рик Уоррен писал: «Музыка – это не что иное, как гармония нот и ритма; духовным делают пение слова. Нет такого понятия, как христианская музыка, есть только христианская лирика». (242)
Библия учит нас назидать друг друга песнопениями (Колоссянам 3:16). Здесь речь идёт не о музыкальной, а поэтической составляющей, помогающей верующим в изучении Божьего Слова.
«Бог не настаивает на каких-либо музыкальных формах. Темп, ритм, мелодия, гармония являются относительными факторами» (Гец 71).Дарлинг Чек, лидер поклонения церкви «Хилсонг», говорит: «Музыка – чудесное выражение поклонения, но сама по себе она не является сущностью поклонения» (Чек 26)
Обратившись к истории христианства, можно отметить, что благословенные служители, такие как Лютер, Уэсли, Бут, Муди и другие использовали современный им светский стиль музыки, отличающийся от традиционного церковного. Воспитание держит нас так крепко, что нам трудно судить непредвзято.
Стив Миллер говорит, что «некоторых людей задело, что Уильям Бут, основатель Армии спасения, использовал светские мелодии и музыкальные инструменты», но это было для достижения неверующих евангелием (44).
Великие пробуждения были связаны с тем, что в церковную практику вводились новые стили поклонения. Например, моравские братья внесли в поклонение эмоциональный аспект. В их песнях не столько было интеллектуальной нагрузки, сколько чувственной. Они хотели, чтоб поющие прочувствовали боль Спасителя и в результате повернулись к Нему в любви и поклонении (Уэббер 107).
«Хорошая музыка, т.е. истинная не должна быть слишком глубокомысленной или сверх интеллектуальной… Моцарт понимал, что хорошая музыка не должна быть отчуждена от своего слушателя». (Эндру Уилсон-Диксон 388).
Всякий раз, когда происходили пробуждения или обновления требовались новые песни в новом исполнении. Библия не противоречит использованию новых стилей в поклонении и евангелизации. А история учит нас, что можно и сегодня для эффективного достижения людей евангелием использовать современные музыкальные формы.
5. Аргумент церковного роста.
Нужно отметить, что современные количественно и качественно растущие церкви, ориентированные на молодёжь, используют современный стиль поклонения.
«Музыка подобна языку, на котором разговаривает молодёжь. Учитывая этот элемент молодёжной культуры, мы можем быть услышанными ими» (Мюллер, У 102).
Для многих молодых людей Иисус скучный и неинтересный. Часто такое представление об Иисусе возникает из-за использования в евангелизации неправильно подобранного стиля музыки, непонятного молодежи, ведь в основном Евангельское послание воспринимается молодёжью посредством песен. Исследования показывают, что примерно 80% молодых людей поют с исполнителями, а значит, они пропускают через свое сознание содержание песен.
Социолог Серж Денисов отмечает, что «если вы хотите оказать влияние на молодежь нашей страны, не придумывайте рекламу, а сочините песню». (Миллер126,158).
Служители быстрорастущих церквей проводят собрания с разными культурными акцентами. Они учат взрослых относиться с любовью к молодёжи, которая отличается от них в вопросах музыки. Молодежь, в свою очередь, должна понимать, что старые музыкальные формы крепко укоренились в сознании христиан старшего поколения и уважительно относиться к пониманию христианского поклонения взрослыми. Чтобы не ущемлять свободу взрослых верующих, воспитанных на традиционных песнях и желающим прославлять Бога на своем «родном» музыкальном языке, лучше использовать для молодёжи дополнительные собрания, чтобы не потерять старых верующих, которым трудно воспринимать современные музыкальные веяния. Как сказал архиепископ Кентерберийский о музыкальных стилях, «нужно использовать разнообразие форм в сочетании новизны и уважения к традиции» (Эндру Уилсон-Диксон 388). Современному, как и традиционному поклонению, есть место в церкви.
Также эффективные церкви организовывают евангелизационные музыкальные фестивали, чтобы молодёжь могла услышать Евангелие на нейтральной территории, привычной для себя.
Даг Филдс говорит: «Пока молодёжь не будет находиться в удобной обстановке, она не буде воспринимать богословие» (123).
Например, Джош Макдауэлл проводил такие евангелизационные фестивали с рок группой «Петра». Сразу после развала СССР в Талине проходил фестиваль с участием известных христианских исполнителей в рамках программы евангелизации «Проповедь для Христа». На этом мероприятии больше двух тысяч человек заявили о своей приверженности Иисусу. Мы не знаем, кто из них стал настоящим верующим, но точно знаем, что слово Божье было посеяно в сердца молодых людей. Фестивали современной христианской музыки являются хорошей площадкой для евангелизации современной молодёжи.
Аргументы “Против”:
1.”Это мирской компромисс!”
Кто-то может возразить таким тезисом, что современная музыка является мирским компромиссом. А всегда ли использовалась музыка под аккомпанемент фортепиано или флейты? Исторически очень тяжело приживалось фортепиано в церквах. А для некоторых флейта ассоциируется с вызыванием духов. Есть ли возможность угодить всем в церкви, касательно музыкального стиля? Сколько людей, столько и мнений. Поэтому в выборе стиля важнее достижение Евангелием неверующих людей и сохранение их в церкви, нежели боязнь обидеть брата, который уже крепко стоит в вере.
Рик Уоррен о своей церкви сказал: «Седлбек — это безвозвратно церковь современной музыки. Нас часто называют в прессе «овцами, которые любят рок». Мы пользуемся музыкальным стилем, который большинство людей в нашей церкви слушает по радио» (245).
В некоторых случаях может и стоит угождать немощным верующим, но параллельно учить их, что есть и другие музыкальные формы поклонения. Христианин должен духовно расти, чтобы принимать других верующих, отличающих от него.
2. “Это нарушает традиции!”
А основано ли на Библии это заявление, что традиционно современная музыка не использовался в церковной практике? Традиции – это рамки, но они могут изменяться. В служении Иисуса Христа видно, что Он нарушал традиции, рамки фарисеев (Матфея15:20). И апостол Павел нарушал древние устои ортодоксальных евреев, за что был ими гоним и, в конечном счете, посажен в тюрьму (Деяние 23:10). Так что если традиционно рок или поп не использовались раньше, это не значит верное заявление.
3. “Это демоническая музыка!”
Некоторые оппоненты против рока заявляют, что эта музыка имеет демоническое влияние из за ударных установок. Создатели фильма «Колокола ада» утверждают, что рок-музыка демонична по природе своей. А свидетельство Лукарни в своей книге убеждает, что он изменил своё мнение о рок музыке из-за демонического аспекта (Лукарни 107). Доказывает ли это, что ритм ударных установок демоничен по своей природе? Музыка в стиле нью-эйдж спокойна в своей композиции, но она используется для медитации, соединяясь с духовным миром. Когда слушаешь песни группы «Битлз», то удивляешься их спокойной музыке, но ведь образ жизни этих музыкантов был демонический. Если ударные инструменты имеют демоническое влияние, тогда почему в Библии упоминаются ударные инструменты кимвалы, тимпаны в поклонении Богу (1Царства 18:6; 2Царства 6:5)?
Можно даже сравнить христианский рок и не христианский рок – разница великая. Когда звучит христианский рок, певцы прославляют Бога и проповедуют моральные ценности, а когда не христианский – пропагандируется демонизм, насилие, разврат и бунт.
Демонического ритма ударных инструментов не существует, это хорошо доказывает этномузыковед Жильбер Руже в своей книге «Ритм и транс». После многочисленных исследований он говорит, что разные виды музыки могут быть связаны с одержимостью и трансом (Миллер 36). Рок и поп стиль не может в природе своей быть демоническим. Потому что это же можно сказать и о других традиционных стилях.
Заключение.
В заключении хочется ещё раз отметить, что музыкальный стиль – это личное предпочтение каждого христианина, в котором он полнее может почувствовать Божье присутствие и искреннее поклониться Ему. Современная музыка необходима для достижения Евангелием молодежи. Библия и история подтверждает, что современный стиль не осуждается Богом, а использовался многими благочестивыми служителями для расширения Божьего Царства.
Список цитированной литературы
Библия: Синодальный перевод.
Гец, Д. Внимательный взгляд. Москва: Духовное возрождение, 2001.
Дуглас, К. Праздник Божьей любви. Н. Новгород: Центр Агапе, 2001
Лайнус, М. Влиятельная церковь. Санкт-Петербург: Кредо, 2000.
Лукарни, Д. Почему я изменил своё мнение о современной христианской музыке. Минск: Минская фабрика цветной печати, 2005.
Лучко, А. «Музыка, разрушающая храм». Парусия. N.p. N.d. Web. 2004 http://parusiya.org.ua/the_music_destroying_a_temple.htm
Миллер, С. Споры о современной христианской музыке. Москва: Духовное возрождение, 2001.
Мюллер, У. Понимание современной молодёжной культуры. Киев: КБС, 2007.
Уоррен, Р. Целеустремлённая церковь. Киев: Христианский центр содружества, 1997.
Уэббер, Р. Поклонение прежде и теперь. Санкт-Петербург: Вера и святость, 2003.
Филдс, Д. Целеустремлённое молодёжное служение. Киев: Рука Допомоги, 2006.
Чек, Д. Экстравагантное поклонение. Киев: Светлая звезда, 2005.
Юнак, В. «Что вы понимаете под рок музыкой в церкви, а что нет…». Твоя Библия. N.p.N.d. Web. 7.02.2008 http://www.bible.com.ua/answers/r/7/301371
Москвина, А. «Влияние искусства на жизнь человека». Дом солнца. Np.N.d. Web. 20 мая 2013 http://www.sunhome.ru/journal/13542/p2
Статистика. «Учёные провели опрос: какую музыку предпочитает молодежь». Music itop. N.p. N.d. Web. 5 мая 2011 http://music.itop.net/News/5900
Эндру Уилсон-Диксон. История христианской музыки. Санкт – Петербург: Мирт, 2001.
«Колокола ада. Сила музыки» 12 марта 2008. Web. 20 мая 2013. http://www.intv.ru/view/?film_id=50752