Размышление о разводе и повторном браке. Продолжение 2

Библейское основание повторного брака 
Понятно, что в противовес доводам, приведенным выше, есть много контраргументов. Но хочется еще раз выразить мою точку зрения по этому вопросу: Бог против развода, но из-за проблемы греха он возможен. Думаю, относительно развода, многие христиане разделяют такую позицию, но вопрос возможности заключения повторного брака является более спорным в среде верующих. Считается, развёлся – оставайся один до смерти оставленного супруга, иначе согрешишь.

Христианские писатели разделились на два главных лагеря по вопросу повторного брака. Одни «за» повторный брак, другие «против». У каждого лагеря есть свои «веские» аргументы, и, как говорит Джон Пайпер, мы должны с уважением относиться к противоположной точке зрения[16]. Почему повторный брак приравнивается к прелюбодеянию, если он логически следует за разводом? Разрешает ли Бог повторный брак: если да, то на каком основании?

Практически все авторы придерживаются мнения, что на основании Рим.7:3, смерть одного из супругов является основанием для повторного брака. Н.Т. Райт в комментариях на Мф. 5:31:32 пишет: «Итак, апостолы считали развод допустимым, но только при определенных условиях, с учетом потенциальной возможности повторного брака для одного из супругов»[17]. Мартин Ллойд Джонс в своей апологетической статье подчеркивает: «Мы можем пой­ти еще дальше и заявить, что законный развод прекращает брак, и что человек может заключить его повторно. Развод разрывает брачные узы, как говорит наш Господь. Он делает человека свободным и позволяет относиться к бывшей жене так, словно она умерла. Невиновный человек имеет полное право на повторный брак»[18]. А Джей Адамс в своём душепопечительском труде пишет: «Чрезвычайно важно понимать, что мнение, согласно которому разведенный не может вступить в повторный брак совершенно безосновательно»[19].Даже Павел увещевает молодых вдов вступать в повторный брак (1 Тим.5:14). А значит, повторный брак не может быть грехом.

Но одно дело вступать в повторный брак на основании смерти одного из супругов, другое – после развода. Тексты Евангелий говорят: «кто женится на разведенной, прелюбодействует» (Мф.5; 19 и др.). Если прочитать внимательно, то можно увидеть, что Матфей конкретно указывает на причину, по которой повторный брак будет греховным: «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». «Женится на другой» означает то, что разрыв первого брака уже произошел и, в зависимости от причины его расторжения, можно говорить о возможности повторного брака.  Повторный брак разрешен для пострадавшей стороны, если имел место грех прелюбодеяния. А когда супруг из-за своего нежелания сохранить брак, в котором не было измены, решает расторгнуть супружеские отношения, то он фактически становится инициатором прелюбодеяния, и для него в таком случае повторный брак запрещён.

Павел говорит, что если неверующий оставляет верующего, то возможен повторный брак (1 Кор.7:28). И если женишься после развода, то не согрешишь. «Остался ли без жены» рассматривается в контексте развода, а не, как говорит Джон Пайпер, в контексте учения о девстве[20]. Стихи 27 и 28 главы 7 несут единую смысловую нагрузку: если ты остался без жены в значении развода, то если женишься повторно – не согрешишь. Ричард Хейз подытоживает свои размышления о повторном браке так: «Евангелие от Матфея явно разрешает мужу, чья жена виновна в porneia, найти себе новую жену (Мф 5:31-32; 19:9) – хотя и не предоставляет аналогичной привилегии жене. Даже если запреты на повторный брак в Мрк. 10:11-12 и 1 Кор. 7:10-11 относятся только к одному партнеру (мужчине или женщине) – тому, кто инициирует развод,– есть веские основания считать, что молчание текстов по поводу ограничений для стороны, пострадавшей при разводе, предполагает возможность для «невинного» снова вступить в брак»[21].

Повторный брак является следствием того, что верующие, на законных основаниях не являющиеся мужем и женой, уже не связаны друг с другом. Для читателей письма апостола было самим собой разумеющимся, что определение «не связаны» касается статуса человека, не состоящего в браке. Разведенный человек уже не связан (греч.«не порабощен»), в значении «не несет ответственности за прошлый брак». Прошлого брака уже нет ни фактически, ни юридически, и поэтому для такого человека повторный брак разрешён. Разведенный считается безбрачным, и, как следствие, свободен не только думать о брачных узах, но и вступать в брак, при этом обязательным является лишь  одно условие – избранник должен быть «в Господе». Джон Мак-Артур пишет: «Брат или сестра в таких случаях не связаны. В глазах Бога связь между мужем и женой разрешается только смертью (Рим. 7:2), прелюбодеянием (Матф. 19:9) и уходом неверующего супруга (1Кор.7:15). Когда узы брака или связь между супругами разорваны одним из этих способов, христианин свободен вступить в брак снова. Повсюду в Писании говорится о том, что, когда бы ни случился законный развод, новый брак допускается»[22].

Я начал свою аргументацию о возможности повторного брака с текстов Нового Завета, хотя в Ветхом Завете есть несколько мест о повторном браке, и о них мы уже вкратце рассуждали при рассмотрении темы разводов. Хотелось бы обратить внимание на указания в Иез. 44:22. В этом тексте предписывается священникам, кого они могут брать себе в жёны: ни вдову, ни разведенную, а только девицу и вдову священника.  Как пишет Адамс: «Дело не в том, что повторный брак вдовы был незаконным, а в том, что священники относились к людям особой категории и не имели права делать того, что для других считалось правильным»[23]. Если Писание в определенных случаях позволяет развод, то повторный брак является его логическим следствием. Требования к заключению брака священниками с определённой категорией женщин, подчеркивает лишь статус священнослужителей, их ограниченную возможность в выборе супруги – не более.

Стратегия помощи разведенным парам

И развод, и повторный брак, являются, в какой-то мере, благодатью для израненных грехом супругов. Зачем же их наказывать безбрачием, когда и без того столько искушений и горя в этом мире? Не лучше ли помочь израненным после развода супругам пройти путь восстановления и снова служить Богу, хоть и  в новом статусе? Как помочь церквам     «по-библейски» относиться к разведенным? «Новый Завет, особенно 1 Кор. 7 гл., приглашает читателей к конструктивному размышлению о разводе и повторном браке»[24].

Вначале нужно понимать, что есть только один непростительный грех – хула на Святого Духа. Развод – грех, но грех не к смерти. Поэтому человек, переживший развод, может получить от Бога прощение и мир в сердце. «Это ужасный грех, но упаси Боже, чтобы у кого-либо сложилось впечатление, будто бы человек, согрешив этим грехом, ни­когда уже не сможет получить прощение Божие и навечно останется вне Его Царства. Если такой человек действительно покается и поймет весь ужас своего греха, если он предаст себя безграничной милости и благодати Божией, то он будет прощен, и я уверяю вас в реальности такого прощения. Но не забывайте, что сказал наш благословенный Господь: «…иди и впредь не греши»[25].

Часто эмоциональная боль настолько велика, что человек замыкается и разрушает себя изнутри, пренебрегая даже своими элементарными физическими потребностями.  Майлс Монро пишет разумные рекомендации для разведенных людей: «Очень часто люди, пережившие развод… опускаются физически…Если ваше физическое тело здорово и сильное, вы сможете справиться со своими эмоциями. Заставляйте себя кушать, питайтесь нормально»[26].

Библия говорит, чтобы христиане не забывали жертвы общительности (Евр.13:16).  Общение с другими людьми, пережившими развод, будет целебным для тех, кто его переживает в данный момент. Джон Пайпер, один из авторов, высказывающихся против разводов и повторных браков, написал взвешенные рекомендации к церкви в отношение к таким людям. «Они не должны отделяться и жить как одинокие люди, думая, что это приведёт к меньшему греху, поскольку все их половые отношения представляют собой акты прелюбодеяния.  Библия не даёт предписаний для этого частного случая, но она рассматривает вторые браки как браки, имеющие особое положение в глазах Божиих».

Разведенный человек не сможет эмоционально и духовно восстановиться после травмы, если не простит от сердца бывшего супруга/у. Гнев и обида пострадавшей стороны будут препятствием рационально говорить и поступать. Эмоции успокаиваются, когда супруги прощают друг друга от всего сердца. Тогда они могут и спокойно выслушивать и думать о будущем[27]. Если человек получил прощение от Бога и простил бывшего супруга/у, то полезно будет ему вовлечься в христианское служение. Развод часто происходит от эгоистического поведения, поэтому служение другим людям, преображает характер в образ Иисуса Христа. Если же есть постоянная тяга к тому, чтобы быть одному, то это означает, что рана после развода еще не исцелена. В то же время, уединение – хорошая возможность для личного общения с Богом, как пишет Майлс Монро, «действительно, какое-то время вам нужно побыть одному, но только не один на один со своими болями, а один на один с Богом»[28].

Неоценимой помощью для людей, нуждающихся в исцелении от боли, причиненной расторжением брака, может быть поддержка служителей церкви. Регулярные душепопечительские встречи будут способствовать более быстрому восстановлению человека, нежели его усилия самостоятельно справиться с последствиями развода. Но, чтобы это стало возможным, церковь должна изменить, как бы это резко не звучало, свое богословие относительно разводов. Именно от богословия зависит не только отношение к этому «трудному» вопросу, но и поведение по отношению к людям, столкнувшимся с данной проблемой. Если церковь будет принимать разведенных как людей, которым нужна помощь, и не относится к ним с «фарисейской» строгостью, тогда большее количество людей захотят прийти в христианскую общину и найти исцеление от боли у ног Христа. Правильное отношение к разводу и повторному браку открывает возможность рассказывать людям благую весть. Бог ненавидит развод, но любит разведенных людей как личностей, за которых умер Христос. Благая весть станет поистине благой, если мы покажем людям выход из «безвыходной ситуации».

Чтобы предотвратить умножающуюся практику разводов, церковь должна взять на себя ответственность укреплять христианские семьи. Проповеди, конференции, душепопечительские консультации, семейные группы и праздники, семейные пикники и лагеря – это далеко не полный перечень того, чем поместная церковь может заниматься для укрепления семей. Разводу часто предшествует непонимание учения о браке, особенно в области решения семейных конфликтов.

Одна из причин, почему церкви не помогают разводным парам – это существующие церковные уставы, в которых канонизируется негативное отношение к разводным людям. Слава Богу, что многие пасторы уже пересмотрели свои уставы. Например, в книге по богословию развода и повторного брака Инстоун-Брюер в качестве примера приводит устав, разработанный служителями, который в тезисной форме отражает все наши рассуждения о разводе и повторном браке. Вот некоторые из них:

  1. Библейским основанием для развода являются: прелюбодеяние, пренебрежение и плохое обращение с супругом, каждое из которых является нарушением супружеских клятв.
  2. Ни один из супругов не должен инициировать развод, кроме тех случаев, когда его супруг виновен в регулярном или нераскаянном нарушении своих супружеских клятв.
  3. Никто не должен отделяться от своего супруга или супруги без намерения разводиться.
  4. Если кто-то отделился и стал жить отдельно от своего супруга, не имея на то библейских оснований, им следует постараться примириться со своим супругом.
  5. Повторный брак разрешен в церкви для любого разведенного человека после прохождения им или ею богослужения покаяния, кроме случаев, когда он или она развелись с невиновным супругом, который хочет примириться и продолжать жить вместе[29].

Для Церкви Христовой не этично относиться к разводным людям как к второсортным личностям. Бог во Христе смотрит на всех верующих без исключения и видит их святыми и праведными. Писание говорит, что «такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.6:9-11). Более того, мы не имеем права разводить людей, пришедших в церковь во втором браке, и возвращать их к первым супругам, считая, что настоящий брак является прелюбодейным. Джон Пайпер по этому поводу написал следующее: «Втор. 24:1-4. Запрет жене возвращаться к своему первому мужу даже после смерти ее второго мужа (потому что это есть мерзость) очень ясно говорит, что сегодня не следует разрывать никакого второго брака для того, чтобы восстановить первый»[30].

Совершать бракосочетание разведенных на библейском основании – еще одна обязанность церкви, дабы показать, что Бог прощает все грехи и дает второй шанс раскаявшимся людям. Возврата к прошлому практически нет, поэтому не нужно советовать жизнь безбрачия тем, кто не имеет этого дара. И последнее, –  прощение также означает, что человека, который в прошлом был разведен, после восстановления следует допускать к церковному служению. Поместная церковь вправе выбирать служение, которое подходит для этого восстановленного брата или сестры.

В данной работе невозможно поднять все вопросы, касающиеся развода и повторного брака. К тому же, ситуаций с разводными людьми настолько много и они настолько разнообразны, что каждую необходимо рассматривать индивидуально. И не нужно бояться того, что если разрешишь развод одним, то другие тоже захотят таким способом решить свои, накопившиеся за годы жизни, проблемы. Счастливый брак лучше, чем развод. Никакой здравомыслящий человек не захотел бы пройти через болезненный бракоразводный процесс. Поэтому давайте будем любить друг друга и прощать, бережно охраняя подарок, который вручил нам Бог.

[16]Пайпер Д. «Развод и повторный брак: изложение позиции». http://chitate.ru/docs/1001/index-20294-1.html

[17]Райт Н.Т. Матфей. Евангелие. Стр.37

[18]Ллойд Джонс М. «Учение Христа о разводе». http://refspb.ru/2009-03-05-15-34-27/3-propovedi/454–q-q

[19]Адамс Д. Брак, развод и повторный брак в Библии.Стр.155

[20]Пайпер Д. «Развод и повторный брак: изложение позиции».http://chitate.ru/docs/1001/index-20294-1.html

[21]Хейз Р. Этика Нового Завета.Стр.183

[22]Мак Артур Д. Толкование книг Нового Завета Матфея 1-7. Стр.342

[23]Адамс Д. Брак, развод и повторный брак в Библии. Стр.156-157

[24]Хейз Р. Этика Нового Завета.Стр. 183

[25]Ллойд Джонс М. «Учение Христа о разводе». http://refspb.ru/2009-03-05-15-34-27/3-propovedi/454–q-q

[26]Монро М. Холост, женат, разведен и жизнь после развода. Стр.121

[27]Коллинз Г. Пособие по христианскому душепопечению.Стр.616

[28]Монро М. Холост, женат, разведен и жизнь после развода. Стр.123

[29]Инстон–Брюер. «Развод и повторный брак в церкви». http://esxatos.com/instonbryuerrazvodipovtornyybrakvcerkvi

[30]Пайпер Д. «Развод и повторный брак: изложение позиции». http://chitate.ru/docs/1001/index-20294-1.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *