Ученичество, или наставничество, — это процесс взаимодействия между более зрелым христианином и менее зрелым, при котором наставник помогает ученику духовно расти и преображаться в образ Иисуса Христа. Если человек достиг определённых духовных высот, то он может быть наставником и заботиться о других.
Ученичество происходит на всех стадиях духовного роста христианина. Начинается оно со знакомства человека с христианством, переходит с одного уровня на другой, и закончится только тогда, когда мы встретимся с Господом.
Послание к Филимону – очень хорошая иллюстрация взаимодействия между разными уровнями учеников: Павел и Филимон, Павел и Онисим, Филимон и Онисим. Павел и Филимон были сотрудниками, — это один уровень ученичества. Онисим – новообращённый христианин, — и это другой уровень ученичества. Разные уровни духовной зрелости людей диктуют свои подходы к наставничеству.
К тому же каждый человек индивидуален. Поэтому то, что подходит для обучения одного, совсем не применимо для другого. Для каждого уровня ученичества нужны свои инструкции и подход, и послание к Филимону – пример тому.
Начало ученичества.
Христианское ученичество начинается с благовестия и продолжается заботой о человеке, который услышал, может впервые, благую весть. Выполнение нами великого поручения Христа о евангелизации мира может быть только тогда эффективным, когда оно происходит в контексте ученичества.
При встрече с неверующим человеком, мы должны иметь желание обучить его основам христианства, не дожидаясь момента покаяния. Своё обращение к ученикам Иисус Христос начинает со слов
… идите, научите все народы» (Матфея 28:18-20),
и они являются отправной точкой в выполнении великой миссии его последователей – донесении вести о спасении через веру в Иисуса Христа всем народам.
Павел родил Онисима благовестием.
Понятие «родить» в новом завете означает привести к вере в Иисуса Христа. В послании Коринфянам 4:15 написано, что через благовестие, человек верует во Христа, и рождается для новой жизни. А Иоанн в 3 главе своего евангелия, пишет, что рождение свыше, от воды и Духа, является выражением и следствие веры в Иисуса Христа (Иоан.3:3,5,14-16). Поэтому когда Павел пишет, что он родил Онисима, то это означает, что он привел его к вере в Иисуса Христа.
Конечно, можно и нужно наставлять любого уверовавшего человека. Но если мы говорим об эффективности ученичества, то плодотворнее обучать того, кто пришёл к вере во Христа через свидетельство наставника. Такое ученичество происходит естественно и безболезненно.
Воспитание и ученичество
Подобно тому, как ребёнка, который родился в семье, естественней воспитывать, нежели приёмных детей. Брать на воспитание брошенных детей – это очень благородно, но для этого нужно многому научиться, понять психологию оставленного ребенка и правильно выстраивать взаимоотношения с ним.
Так и в духовном плане – приводя человека ко Христу, мы знакомимся с его проблемами и в процессе ученичества помогаем ему решать их. Если же мы становимся наставником для уверовавшего не через наше личное свидетельство, то нам нужно будет ближе познакомиться с человеком, расположить его к себе, чтобы он захотел принять наше наставничество.
Ученичество начинается с благовестия!
Снова хочу отметить,что ученичество начинается с благовестия. Подобно тому, как ребёнок вынашивается матерью не один месяц, пока не родится, так и не один месяц продолжается «вынашивание» неверующего, пока он не родится свыше. «Вынашивание» или дружеские отношения – это ключ к тому, чтобы человек, не знающий Бога, лучше воспринимал евангельскую весть. На этом этапе ученичества происходит закладка фундамента. В послании Коринфянам 4:15 апостол Павел подчёркивает, что он имеет право заниматься ученичеством, потому что он привёл к вере коринфских верующих.
Павел привёл Онисима к вере, и не может не заботится о нём. Он также привёл к вере и Филимона, поэтому заботится и об этом ученике. Возможно, Онисим знал о Павле от Филимона и пошёл в тюрьму, чтобы стать учеником Павла. А возможно он познакомился с ним, когда за преступления попал в тюрьму и уже в стеснённых обстоятельствах покаялся от Павловой проповеди и стал учеником. Текст послания к Филимону, ясно не говорит, при каких именно обстоятельствах покаялся Онисим. Известно только одно — находясь в тюрьме, Павел привел к вере Онисима и там же стал обучать его основам христианства.