Вопросы социальной несправедливости во все времена были актуальными, а в наше время они стоят особо остро. К сожалению, христиане очень часто остаются в стороне от социальных проблем, они индифферентны к проблемам общества и пассивны к окружающей их культуре. Согласно учению современной церкви, христиане должны дистанцироваться от вовлечения в процессы политики и проблем общества, ссылаясь на Закон о разделении церквей и государства[1]. А «наиболее духовные» верующие цитируют тексты Библии, где сказано: «Наше же жительство – на небесах» (Филиппийцам 3:20), «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей». (1 Петра 2:11), «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2) Так, один из авторов увещевает: «Мы граждане небес, братья и сестры. Там, а не в этом мире, наш дом. Однажды мы действительно принадлежали этому миру и его царству, царству тьмы, но теперь уже нет. Нас освободили от этого царства, и теперь мы граждане Царства Сына Божьего, и потому – пришельцы и странники в мире».[2]
Попробуем в данной статье ответить на вопросы: как все же реагировать христианам на очевидный обман власть имеющих, на притеснения олигархами незащищенных слоев общества? Какой должна быть реакция верующего человека на проявления социальной несправедливости в обществе? Актуальны ли основные положения социальной справедливости Бога для современных христиан? На примере жизни и пророческого служения пророка Исаии посмотрим, а чего же Бог ожидает от нас сегодня? Особое внимание уделим экзегезе текста Исаии 5:7.
Исторический фон времени служения пророка Исаии
Пророчества Исаии были произнесены около 2700 лет назад. В то время народ Божий был разделен на Северное и Южное царство. Самария была столицей Северного царства, называемого Израилем. Иерусалим был столицей Южного царства – Иудеи. «Исаия жил в смутное историческое время. В этот период на мировой арене правило Ассирийское царство»[3] Отовсюду, на сравнительно маленькую территорию Израиля и Иудеи претендовали ассирийцы, вавилоняне и другие народы. Пророк Исаия «несомненно, пролил пророческий свет на национальную и международную политику»[4].
До разрушения Самарии и осады Иерусалима ассирийской армией, народ жил достаточно вольготно. Был ощутим экономический подъем, но, вместе с этим, проявлялся и человеческий эгоизм. Материальный достаток способствовал упадку духовности народа Божьего. Человек, сконцентрированный только на себе, других, как правило, не замечает. В погоне за обогащением интересы других игнорируются. Даже когда народ Божий понимал, что его будущее под угрозой, вместо поиска Бога, вместо надежды на Него, общество Иудеи предпочитало полагать свои надежды на себя и другие народы.
«Исаия, жил в трудное время. Пророк видел явное нарушение Божьего Закона, ему было известно об отступничестве священников. Иудеи все меньше надеялись на своего Создателя и все больше – на земное, человеческое»[5] Пророчества Исаии несут в себе истины о Боге, о человеке, о взаимоотношениях людей с Богом. Также пророк затрагивает особо важные темы общественной жизни. «Относительно вопроса бедности и экономического неравенства книга пророка Исаии весьма актуальна на сегодняшний день, потому как пророк обращает внимание на истинный источник нищеты: высокомерное отношение к бедным, злоупотребление высоким положением, алчность и т.д.»[6]
В Украине сегодня также наблюдается ужасающий уровень коррупции, повсеместное злоупотребление властью, угнетение бедных, бесчестный суд, приспособленчество и заигрывание высших эшелонов духовенства с продажными чиновниками. Пророческая книга Исаии, говоря о социальных проблемах, призывает тех, кому это под силу, изменить ситуацию. Как и во времена пророка Исаии, так и теперь, Божье слово, обращенное к людям, в обвинительной манере констатирует: «И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль» Ис. 5:7
Пророк Исаия проповедовал во время всеобщей деградации Божьего народа, открывая Израилю, что он не таков, каким желает видеть его Бог. Грех настолько испортил общество, что жить в нем стало невыносимо. Каждый покушается на имущество ближнего (Ис.5:8) повсеместно коррупция и обман (Ис. 5:23). Люди воспринимают друг друга лишь как средство для достижения личных целей (Ис. 5:21).Чиновники не просто попускают несправедливость, они сознательно и целенаправлено руководствуются обманом, думая только о своем обогащении (Ис.5:20). «Бог терпелив. Он смотрит, как люди угнетают один другого и эгоистично губят Его творение. Но настанет день, когда неверующие грешники будут наказаны, а Божий народ разделит славу Его царства»[7]. В обвинительной речи Бога интересным является метод, посредством которого Он желает достичь упрямых умов слушателей. Он предлагает им песнь.
Экзегетика 5 главы пророка Исаии, стихи 1-7
Поет песнь не сам возлюбленный, а его друг, который рассказывает о всех этапах – от любви и страсти первых любовных приключений, до позднейшего разочарования. После этого, возмущенный возлюбленный сам обращается к публике со словами, полными чувства мести (5, 3-6); а в самом конце отрывка сказано, что возлюбленный – никто иной, как Сам Господь Саваоф, а Его непостоянная возлюбленная – народ Иуды (5:7)[8] «Игра слов, аллегории, наигранные любовные песни – вот арсенал средств пророков, и они нам еще раз напоминают, что перед нами литераторы высшего класса, знакомые с большим разнообразием риторических методов, умеющие передать свою весть так, чтобы ясно показать ее, убедить, захватить внимание и запечатлеть в памяти»[9].
Песнь-притча предназначалась, скорее всего, для исполнения в присутствии слушателей, пришедших на поклонение. Обращенная к Господу, (Возлюбленному), она, тем не менее, представляла собой и проповедь. В то время часто проповедовали на распев. Бог через Исаию обращается к Своему народу[10]. Песнь-проповедь Исаии можно разделить на пять частей. Первая часть – введение (5:1). Открывается имя Автора песни. Он же назван и Хозяином виноградника.
Вторая часть – рассказывает о деяниях Виноградаря. Чего только не сделал Хозяин виноградника, чтобы получить хороший урожай. «Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды» Ис.5:2. Было сделано все необходимое для создания идеальных условий для роста. Интересно даже то, что сам виноград был тщательно отобран. Древнееврейское слово «שֹׂרֵק» («сорек») переводится как «отборный». Именно в долине Сорек Самсон полюбил женщину по имени Далида (Суд. 16:4). Возможно, виноградная лоза происходила именно из местности Сорек, и сегодня мы бы сказали, что это был эксклюзивный сорт»[11]
Третья часть – обращение к Израилю (5:3-4). Песнь-проповедь несет в себе обвинительный характер. Как будто на суде предстали двое: сторона обвинения и сторона обвинителя. «Рассудите Меня с виноградником Моим», – просит Господь (5:3).
В четвертой части говорится о том, что ожидает негодный виноградник, не оправдавший надежд Виноградаря. (5:5-6)
Пятая часть – объяснение притчи с использованием «двойной игры слов»[12] (5:7). וַיְקַו לְמִשְׁפָּט וְהִנֵּה מִשְׂפָּח לִצְדָקָה וְהִנֵּה צְעָקָה – И ждал Он правосудия мишпат, но вот – кровопролитие мишпак, ждал правды цедака, и вот – вопль цеака. Слова очень схожи по звучанию, но имеют абсолютно разный смысл.
В предложенной Своему народу песне Господь неоднократно говорит о том, чего Он ожидал от Своего народа. «И ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды» Исаия 5:2. Ожидания Бога противоположны жизни Израиля. Народ не исполнил Его волю. «Те, кто знает, чего ожидается от них, и не стремится жить в соответствии с этими ожиданиями, навлекут на себя осуждение»[13]. Чего же ожидает Бог от Своего народа? Правосудия מִשְׁפָּט – Мишпат! «Справедливость – один из наиболее выдающихся атрибутов Бога в Писании. Бог раз за разом изображается эталоном справедливости и праведности, особенно в пророческих книгах. Справедливость – понятие, связанное с законом, поэтому Божья справедливость раскрывается, в основном, в Ветхом завете»[14]. מִשְׁפָטּ (Мишпат), что значит «Правосудие» – очень важное слово в Ветхом Завете. Чаще всего используется в пророческой литературе. Бог призывает общество к справедливости и честности. «Речь идет не о каком-то абстрактном понятии, но о нормах, определяющих жизнь общества. Знание этих норм подразумевает не просто осведомленность, но и умение применять их в повседневной жизни»[15].
Пророк Исаия не остается в стороне от контекста своего общества. Он не игнорирует и не убегает от проблем своего времени. Он не придерживается пассивного нейтралитета по отношению к окружающим обстоятельствам и не пытается спрятаться в своем политическом «бункере», укрывшись от всего, что происходит во внешнем мире. Напротив, он очень активен. Видя повсюду ужасающие последствия ухода от Бога, он без стеснения обличает и показывает преступность общества, а также его правителей. Очевидным является, что Божий מִשְׁפָטּ должен быть известен властям и осуществляться ими. Власти должны воплощать справедливость в своем правлении. Их назначение – осуществлять правосудие в обществе.
«Если и когда правитель становится настолько коррумпированным, что он уже не способен придерживаться принципов подлинного права и вечной справедливости, то христианин может счесть необходимым противостоять его авторитету и даже восстать против него и стать на сторону партии, которая будет бороться за установление новой власти. Но до тех пор, пока не стало очевидным, что правитель или правительство нарушило верность принципам, долг христианина – повиноваться существующей гражданской власти»[16].
Также מִשְׁפָטּ (правосудие) ведет к созиданию общества, а отказ от Божьего мишпат приводит к его разложению. «Слова «суд» и «правда» מִשְׁפָטּ и צְדָקָה постоянно напоминают о норме, мериле или гире. Они определяют, что нужно для полноценного общества, например, честные судьи. Они также позволяют увидеть, кто ходит в правде. Суд и правда также могут подразумевать карающую справедливость Яхве, в случае если в обществе отсутствуют правдивость и честность»[17]. מִשְׁפָטּ (правосудие) относится в равной степени ко всем людям без исключения.
Положение в обществе, статус, доход, собственность не дают предпочтений в свете исполнения Божьего правосудия. Социальная несправедливость ущемляет права человека. «В рамках Библии мы можем говорить о правах человека, но при условии, что мы воспринимаем их как права, дарованные Яхве. Права бедных, вдов, сирот и чужеземцев в земле Израиля были гарантированы Яхве (напр. Втор. 24:17; Исх. 22:21-24; Ам. 5:7)»[18] Игнорируя беззаконие в обществе, мы, вольно или невольно, являемся сопричастниками распространения зла. צְדָקָה (Цедака) – Справедливость, «сообщаемое человеку свойство Бога, являющее Его Святость. Применительно к человеку «справедливым» называют хороший закон, правильный поступок, воздаяние за совершенные поступки – добрые либо злые»[19]. Тот, кто нарушает закон в обществе, преступая установленные Богом правосудие и справедливость, противодействует Ему. «Несправедливость ведет к беззаконию, в котором человек (прежде всего) хулит Яхве, а также голодного лишает еды и питья»[20]
Почему же сегодня так мало активности против очевидной неправды в обществе? Почему знающие Бога люди не изобличают общество в неправде, насилии, коррупции? Почему союзы, братства с большой охотой выходят на центральные площади городов для празднования дня благодарения, но так вялы в отстаивании позиции справедливости в обществе?
Очевидно, ответ содержится в эгоистичном желании – просто «остаться на плаву». Боязнь притеснений верующих со стороны власти делает голос церкви настолько тихим, что его порою просто не слышно. Дональд Карсон в своей книге «Христос и культура» приводит интересное наблюдение: «Христианство терпят при условии, что оно не выходит за рамки личных предпочтений. Если же христиане пытаются вынести свои убеждения в публичную сферу и повлиять на общественные устои, то, как правило, эти попытки априори считают очевидным свидетельством сектантства и нетерпимости»[21]. Далее, говоря о секуляризации[22], автор, описывает мнение современного человека о веровании: «Христианская вера должна быть личной не только в том смысле, что ей не позволено высказывать свое мнение в ценностных вопросах, в вопросах литературной теории и естественных наук или в чем-либо еще – она должна быть полностью невидимой» [23].
Вот почему сегодня, верующие прекращают практику свидетельства. «Поклонение Богу неотделимо от социальной справедливости. Именно в отношениях с ближними проявляется подлинный плод духовной жизни. Если же религиозность не сопровождается делами милосердия, она превращается в лицемерие»[24].
Ясно одно, Бог ненавидит коррупцию, обман, продажные суды, и бессовестных чиновников. Наша реакция на существующее беззаконие в мире должна быть соответствующей. Бог желает, что бы церковь была рупором Божьего порядка. «Научитесь делать добро, ищите правды מִשְׁפָטּ, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». Ис. 1:17
Почему осуждаются преступления, совершенные по отношению к ближнему? Потому что этим нарушается закон Божий, Его установленный порядок. Сегодня, как никогда, необходимо искать правду, сдерживать тиранов, помогать социально незащищенным слоям общества. Это задача церкви. Это работа каждого человека, чтущего Бога. מִּשְׁפָּט – правосудие Божие – норма и мерило для достойного общества. Это «установленный Богом порядок, образ жизни, поведение»[25].
Суммируя все выше написанное, приведу основные тезисы, данной статьи:
- Бог является источником справедливости.
- Он определяет, что такое справедливость.
- Он желает видеть людей справедливыми.
- Бог обеспокоен проявлениями социальной несправедливости в человеческом обществе и реагирует на нее.
- Он желает видеть Свой народ, вершащим справедливость.
- Божья справедливость касается всех людей в равной мере и направлена на заботу о социально незащищенных людях.
Автор статьи: Александр Хандусь
[1] Статья 35, Закона Украины. Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа – от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная.
[2] http://www.bibletruths.ru/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%86%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.htm
[3] Йохем Даума. Дорогами Ветхого завета. Большие пророки. Коллоквиум, Черкассы, 2012 г. стр. 9
[4] Там же, стр. 24
[5] Славянский библейский комментарий. Редкол. С. Санников (гл. редактор), ЕААА, Книгоноша, 2016, стр. 799
[6] Йохем Даума. Дорогами Ветхого завета. Большие пророки. Коллоквиум, Черкассы, 2012 г. стр. 25
[7] Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий завет, Том 2 Ездра – Малахия. «Библия для всех», Санкт Петербург, 2011 г. стр. 588
[8] Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам ветхого завета, Книга пророка Исаии I и II. Том 13, ВСБ – 1993 г. стр. 42
[9] Там же, стр. 44
[10] Славянский библейский комментарий. Редкол. С. Санников (гл. редактор), ЕААА, Книгоноша, 2016, стр. 807
[11] Дерек Томас. Исаия. «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа», Минск, 2013 г. стр. 50
[12] Джон Ф.А. Сойэр. Комментарии к книгам ветхого завета, Книга пророка Исаии I и II. Том 13, ВСБ – 1993 г. стр. 44
[13] Славянский библейский комментарий. Редкол. С. Санников (гл. редактор), ЕААА, Книгоноша, 2016, стр. 807
[14] Словарь библейских образов. Под редакцией Лиланда Райкена. «Библия для всех», Санкт-Петербург, 2005 г. стр. 1134
[15] Славянский библейский комментарий. Редкол. С. Санников (гл. редактор), ЕААА, Книгоноша, 2016, стр. 1060
[16] Флойд Х. Баракман. Практическая христианская теология. Ассоциация «Духовное возрождение», Москва, 2002 г. стр. 686
[17] Йохем Даума. Дорогами Ветхого завета. Большие пророки. Коллоквиум, Черкассы, 2012 г. стр. 25
[18] Там же, стр. 25
[19] Теологический энциклопедический словарь под редакцией Уолтера Элвелла. Ассоциация «Духовное возрождение», Москва 2003, стр. 1112
[20] Йохем Даума. Дорогами Ветхого завета. Большие пророки. Коллоквиум, Черкассы, 2012 г. стр. 25
[21] Дональд Карсон. Христос и культура: новый взгляд. Позитив-центр, Минск, 2016 г. стр. 17
[22] Дональд Карсон о определении «секуляризации» говорит следующее – «процесс поступательного устранения религии из общественной жизни и перенесения ее в жизнь личную» стр. 150.
[23] Дональд Карсон. Христос и культура: новый взгляд. Позитив-центр, Минск, 2016 г. стр. 151
[24] Славянский библейский комментарий. Редкол. С. Санников (гл. редактор), ЕААА, Книгоноша, 2016, стр. 1066
[25] Еврейско-русский и греческо-русский словарь -указатель. Библия для всех, Санкт-Петербург, 2005 г. стр. 219