Главная работа одного из влиятельных паулинистов и главного истолкователя писем Павла – Джеймса Данна. Opus Magnum – “Богословие апостола Павла” (The Theology of Paul the Apostle. James D. G. Dunn). На русском языке есть его несколько книг: о историческом Иисусе, Многообразии Нового Завета и Крещение Духом, к сожалению это пока всё. Книга о Павле насчитывает 844 стр. Что касается содержания и последовательности, Данн полагается на послание к Римлянам, которое для него и есть чистое богословие Павла. Конечно же автор рассматривает и другие послания для обнаружения понимания апостола. Римлянам – это зрелое богословие Павла и своего рода шаблон для построения цельной картины богословия новозаветной церкви. Для структуры своей книги Данн избрал догматическое изложение, чтобы ничего не пропустить из того, во что верила первая церковь. Начиная с Бога и заканчивая этикой, в этой книге рассматривается всё, что касается систематического богословия. В то же время такие темы как Израиль, дела закона, Адамическое богословие, подчёркивают акценты на новом взгляде. Данн как писатель, первый определил термин “Новый взгляд на Павла”. Под влиянием Эд Сандерса, который был историком Иудаизма второго храма, Данн богословски осмыслил культурный фон апостола Павла и через эту парадигму написал свою реконструкцию. Павла можно понять только в диалоге со своими единоверцами. Без этого напряжения, все письма апостола превращаются в догматический трактат. Данн же открывает апостола в его полемике между евреями и язычниками, что помогает поместить содержание писем в социальный контекст. По словам Данна, он желает теологизировать с Павлом, и это помогает нам читающим в унисон делать тоже. Термин “Дела закона”, которыми никто не оправдывается (Рим.3:20), относится не к послушанию Торы, а к тем аспектам закона, которые отличали евреев от неевреев (обрезание, суббота и правила питания) и которые стали основанием гордости за привилегированный статус евреев перед Богом. Данн показывает, что это было основанием написания к Римлянам и всё христонаправленное богословие Павла, решает проблему этноцентризма. Павел не просто желает объединить евреев и язычников, а включить язычников в Израиль, это экклезиология Павла – создать церковь в которой есть еврейские корни. Мы лучше что-то понимаем, когда с чем-то не согласны. В англоязычном мире эта книга является точкой отчёта в изучении богословия Павла. Никто серьёзно изучающий Павла не может обойтись без Данна, он один из самых цитируемых новозаветников. Он очень серьёзно относится к мысли Павла, поэтому стоит того, чтоб его читали. Не нужно не соглашаться или соглашаться с ним, чтобы извлечь выгоду из этой книги. Просто читайте его, чтобы заложить фундамент и продолжить изучать богословие Павла через статьи и книги других паулинистов.