Сила в слабости
Слабость пастора может быть силой для его паствы
Название превосходной новой книги Тимоти Г. Гомбиса «Сила в слабости» отсылает к тексту во 2 Коринфянам 12:9: «Но Господь сказал мне: Достаточно благодати Моей для тебя, ибо сила Моя совершается в немощи». Книга предлагает расширенное размышление о динамике силы и слабости в пастырском служении, основанное на письмах Павла и его изображении в Книге Деяний. Использование мирских средств для достижения небесных целей – постоянное искушение для пасторов. Сегодня это принимает форму корпоративных бизнес-моделей. Слабость пастора может быть силой для его паствы. И на протяжении всей книги автор аргументированно это доказывает.
Во введении Гомбис выделяет четыре ключевые особенности своего подхода к этой теме:
Во-первых, он размышляет об «изменениях, которые произошли в подходе Павла к служению после его обращения. Павел энергично пытался вызвать воскресение в жизни для народа Божьего на земле». Когда Иисус вошел в жизнь воскресения, которую так усердно искал Павел, содержание и манера служения Павла должны были измениться.
Служение Павла стало крестообразным. Гомбис признает свой долг Майклу Дж. Горману, написавшему предисловие к книге, за термин крестообразный. Гомбис пишет: «Крестообразность имеет «повествовательный образец», определяя движение Иисуса от обладания всеми привилегиями к его отказу использовать их для получения выгоды к его саморазвитию и его добровольному переходу к смерти на кресте». Это слабость, которую Бог наполняет Своей собственной силой.
Во-вторых, Гомбис помещает служение Церкви в космический контекст войны. Для Павла, как и для других евреев его времени, есть нечто большее, чем просто человеческое и земное. До Дамасской дороги Павел верил, что грядущий Мессия немедленно свергнет Своих врагов и установит Царство Божье со всеми его преимуществами. После Дамасской дороги Павел осознал, что Христос торжественно открыл Царство Божье посреди «века сего» и завершит «грядущий век» при Своем втором пришествии. Церковь сейчас живет в противоречии между этими двумя периодами.
В-третьих, для Гомбиса Церковь – это место на земле, где пребывает Бог. То есть: «Сама сила, воскресившая Иисуса из мертвых, теперь наполняет и пронизывает церкви, которые собираются во имя Иисуса». Следовательно, церкви не могут действовать так, как если бы они были просто одной социальной организацией среди многих других. Они уникальны и должны воплотить в жизнь своеобразие своего крестообразного призвания посреди умирающего мира.
В-четвертых, Гомбис «выходит за рамки пастырских посланий, чтобы отразить богословский взгляд на весь новозаветный портрет Павла». И мы видим, как богословское видение Павла повлияло на его пастырское служение. Автор уделяет особое внимание соблазнам «принудительной силы», «поддержания имиджа» и «накопления полномочий». Он также отмечает, как крестность меняет подход пасторов к проповеди, церковной дисциплине, «большим» грехам и личным ограничениям.
По словам Гомбиса, меняется даже определение лидерства: «Хотя мы можем говорить о пастырском служении в терминах лидерства, нам было бы хорошо, если бы мы были внимательны к мирским идеологиям и практикам, которые могут содержаться в языке. Пасторская задача включает в себя воспитание и культивирование сообществ, чтобы они приняли корпоративную форму креста, так чтобы они поставили себя в положение, чтобы черпать из жизни Бога, когда Он изливает на них силу воскресения».
Я очень рекомендую эту книгу пастырям и тем, кто готовится служить в этой роли. Как служители Евангелия, наше богословие должно формировать нашу практику, если мы хотим, чтобы наши служения были честными. Тимоти Г. Гомбис умело показывает, как Павел моделирует такую целостность.