Радикальный еврей: Павел и политика идентичности
Радикальный еврей: Павел и политика идентичности
Даниил Боярин.
Беркли, University of California Press, 1994. 366 стр.
Мультикультурализм, тождество, различие — в этих современных, как утренние заголовки, словах Даниил Боярин видит сердцевину писем Павла. Боярин, профессор талмудической культуры в Беркли, пишет как еврейский культурный критик о Павле, которого он понимает как более раннего еврейского культурного критика. Боярин использует Галатам 3:28 как призму, через которую можно читать Павла, утверждая, что главной заботой Павла было «чтобы человечество было Единым под знаком Единого Бога». До своего обращения Павел встревожен «этноцентризмом» своей собственной традиции.
Размышления об универсалистских тенденциях библейской религии и современных эллинистических представлениях об универсализме приводят к универсализирующей интерпретации Павлом Иисуса Христа, в которой тождество торжествует над различиями, особенно этническими и гендерными. Поскольку церковь наследует радикальный универсализм Павла, в анализе Боярина возникает дихотомия между христианским стремлением к тождеству и еврейским стремлением к различию. Как он лаконично выразился: «Гениальность христианства заключается в его заботе обо всех народах мира; Гениальность раввинистического иудаизма заключается в его способности оставить других людей в покое». Каждая система может быть повреждена, конечно. Христианская история предлагает множество свидетельств того, что происходит, когда «гений» универсализма искажается могучим намерением, согласно которому каждый должен соответствовать универсальному единству, и Боярин обвиняет иудеев в упорстве на различиях, когда это приводит к безразличию к другим и когда оно сочетается с политической властью, как в современном государстве Израиль. Он элегантно выступает за восстановление понятия диаспоры как способа сохранения еврейской идентичности, не приводящего к исключительности или доминированию над другими.
Представление Боярина этого радикального Павла одновременно амбициозно и увлекательно. Он без колебаний обращается к некоторым из самых сложных проблем в исследованиях Павла (например, к значению слова Сам, или «плоть», к толкованию Римлянам 2 и 2 Коринфянам 3, критике Павлом закона и его комментариям о женщинах) и так в разговоре с впечатляющим массивом современных ученых. Если он резко критикует некоторых толкователей Павла, то к самому Павлу он подходит с любопытством и сочувственной открытостью, которые не всегда можно найти в христианских чтениях Павла. Проза везде теплая, остроумная и живая.
Боярин ясно демонстрирует, что происходит, когда Галатам 3:28 дает линзу, через которую читается Павел (или, по крайней мере, что происходит, когда определенную интерпретацию Галатам 3:28 дает линзу). Я полагаю, что немногие изучающие Павла выбрали бы именно этот текст в качестве ключа к размышлениям Павла (сама я этого не сделал бы). Что еще более важно, даже если эта отправная точка предоставлена Боярину, должно быть зарегистрировано мощное возражение: Боярин неявно отделяет 3:28а от 3:28б и, фактически, от всего его контекста. В той мере, в какой этот отрывок раскрывает универсализм Павла (и это слово используется здесь по-разному), он возникает как результат Евангелия, а не как благо или цель сама по себе. Другими словами, для Павла первостепенным событием является Божье откровение в Иисусе Христе, откровение, в которое верующие крестятся и обретают общую идентичность.
Эта общая идентичность не стирает различий, что кажется очевидным, когда Павел обращается к конфликтам, связанным с духовными дарами (1 Коринфянам 12–14) и пищевыми привычками (1 Коринфянам 8–10). Говорить об универсализирующей тенденции Павла (Павел как культурный критик) в отрыве от богословских притязаний (Павел как апостол, призванный Богом) значит искажать центральную направленность текста и, по сути, посланий Павла в целом. Требовать серьезного отношения к богословскому утверждению не значит настаивать на том, что сам Боярин должен подтвердить это утверждение, чтобы читать Павла; скорее, это значит настаивать на том, чтобы культурная критика Павла была услышана в правильном контексте.
«Радикальный еврей» Даниила Боярина провоцирует и наставляет; он заслуживает широкой и серьезной читательской аудитории. Я подозреваю, однако, что настоящий Павел был намного радикальнее.
БЕВЕРЛИ РОБЕРТС ГАВЕНТА