Поиски Павла: новые поиски еврея из Тарса

Нет описания фото.Поиски Павла: новые поиски еврея из Тарса.

Бен Уизерингтон III.

InterVarsity, Downers Grove, 1998. 347 стр.

Из-под пера плодотворного профессора Нового Завета вышла еще одна полезная работа о Павле. Этот выпуск предназначен для того, чтобы информировать студентов, пасторов и библеистов (которые не являются специалистами по Павлу) о бурном росте научных знаний и новых взглядах на апостола за последние два десятилетия. Он опирается на его более раннюю нарративную интерпретацию Павла (Paul’s Narrative Thought World [Westminster John Knox, 1994]) и его комментарии к Коринфянам, Галатам и Филиппийцам. Несмотря на сходство названия и общей цели с его хорошо принятым руководством по недавним исследованиям исторического Иисуса (The Jesus Quest [InterVarsity, 1995]), эта книга не является систематическим обзором недавних перспектив, сосредоточенным на вторичной литературе. Скорее, Уизерингтон использует новейшие социальные и культурные подходы к Новому Завету, чтобы исследовать, «каким человеком был Павел» в его контексте первого века. Он подчеркивает, что Павел был личностью древнего Средиземноморья, а не современной (или Реформационной) фигурой. Так каким же древним человеком был «еврей из Тарса»? Уизерингтон определяет и исследует «троицу» личности Павла (еврей, римский гражданин, христианин), четыре главные роли, исполняемые Павлом (пророк, апостол, ритор и автор писем), и широкий спектр функций в рамках этих ролей. В отличие от современных жителей Запада, Павел в основном обладал средиземноморской «диадической» личностью — он определял себя не как индивидуалист, а всегда по отношению к другим и к большему целому (Израилю, телу Христову). Однако благодаря своему обращению (это был не просто призыв) Павел смог действовать с мужественной независимостью и отклониться от большего целого. Его обращение от крайней фарисейской, даже неистовой ревности по Торе привело к равной, но ненасильственной ревности по Христу как эсхатологическому пророку и апостолу, считавшему закон Моисея устаревшим. Он открыл в жизни и учении Иисуса новый закон Христа, и его более уместно назвать христианином-евреем, чем мессианским евреем. Сочинения Павла, сосредоточенные на Христе и ориентированные на общину, должным образом читаются прежде всего как совещательная риторика, риторика совета и согласия (плюс время от времени выкручивание рук) в форме письма. Строитель «альтернативных сообществ», Павел не был эгалитаристом, однако его иерархия в церкви основывалась не на поле, этнической принадлежности или статусе, а на силе духовного дара и призвания. Собственная тройственная одаренность Павла (апостол, пророк и учитель) поставила его на вершине иерархии. Хотя он и не был социальным революционером, его учения о браке, рабстве, женщинах и детях (находящиеся в Посланиях к Колоссянам и Ефесянам, а также в неоспоримых письмах) были в своем контексте подрывными по отношению к статус-кво. Что касается его богословия, Павел оперировал набором взаимосвязанных историй (о Боге, мире, Израиле, Христа и верующих), кульминацией которых стала смерть и воскресение Иисуса. Таким образом, «центр» богословия Павла — не набор верований, а кульминация повествования. Его этика растет из этого повествования; подражание «руководству слуги» Христа является его главной заботой. Для тех, кто ищет знакомство или особенно повторное знакомство с различными измерениями о поливалентном апостоле Павле особенно приветствуется книга Уизерингтона. Хотя он рисует свой собственный портрет Павла, он взаимодействует со многими из недавних крупных интерпретаторов апостола. Более того, его собственный подход отражает, пожалуй, три наиболее важных последних направления в изучении Павла: использование социальных наук для описания и анализа апостола и его работы (социально-научная критика); признание наличия в письмах Павла древних риторических приемов и форм (риторическая критика); и подчеркивая важность истории в богословии Павла (нарративная критика). Здесь мы имеем прекрасное современное прочтение «Павла-человека». С разных точек зрения, в диалоге с некоторыми из лучших ученых за последние два десятилетия, мы видим в Павле пример служения и апостола для церкви 21-го века, а также первого века. За это студенты, учителя и пасторы в долгу перед Уизерингтоном.

Майкл Дж. Горман