Повседневное богословие: как читать культурные тексты и интерпретировать тенденции.
Кевин Дж. Ванхузер, Чарльз А. Андерсон, Майкл, Дж. Слисман, (ред.),
Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic, 2007. стр. 285.
Повседневное богословие, как следует из названия, имеет дело с ежедневными встречами, которые влияют на мысли людей, которые современный богослов не может игнорировать. Оно включает в себя использование фундаментальных теоретических инструментов христианского богословия для исследования, толкования или объяснения повседневного культурного содержания и тенденций. В книге рассматривается большинство популярных культурологических текстов и течений, занимающих умы многих современных христиан, с целью изложения методологического подхода к их интерпретации в соответствии с теологической рефлексией. Также обеспечивает способ богословского прочтения культуры и дает иллюстративные упражнения. Утверждение авторов состоит в том, что теология не может быть создана в вакууме; культура обеспечивает платформу для богословия. Книга следует схеме интерпретации, в которой определенные культурные тексты исследуются в их преобладающих контекстах, Библии и христианских догмах. Затем предлагаются предложения о том, как можно использовать эти конкретные культурные тексты и тенденции для развития христианской экзегезы и миссии. Ванхузер и его коллеги рассматривают культуру как арену интерпретации, на которой подробно разъясняется вопрос контекста. Культура как «возражение человеческого духа в конкретных произведениях» рассматривается в перспективе. Главный вопрос, который рассматривается, заключается в том, полезна ли культура или вредна для духовного благополучия людей, и, возможно, культурная ситуация людей испорчена, и они должны бежать от нее или очистить ее. Подход книги к интерпретации – это методология текстового контекста, при которой контекст автора, контекст текста и контекст читателя высоко учитываются. Эта методология в равной степени обсуждается в рамках предмета локуции, иллокуции и перлокуции различных исследуемых культурных текстов. Повседневное богословие состоит из четырех частей, в которых участвуют различные ученые.
«Часть 1: Введение: к теории культурной интерпретации» закладывает основу для остальной части книги. В этой части Ванхузер пытается ответить на вопрос; «Зачем делать культурную интерпретацию? Он дает определение культурной герменевтике, защищает обоснование культурной герменевтики, а затем предлагает методологический подход к культурной экзегезе.
«Часть 2: Чтение культурных текстов» предлагает реальные примеры того, как читать культурные тексты и тенденции.
«Часть 3: Интерпретация культурных тенденций» исследует некоторые основные культурные тенденции в обществе, а
«Часть 4: Заключительный нетеоретический постскриптум» завершает книгу, предлагая конкретный пример того, как применять знания, полученные в культурной экзегезе, для современной жизни.
Стоит сделать небольшое замечание о повседневном богословии. Это полезная книга для современного богослова. Предлагает практические примеры о том, как современному богослову следует встраивать свои богословские построения в повседневную жизнь людей. Однако ясно, что повседневное богословие — это не только работа академического теолога или полностью определенная богословская дисциплина, но богословская практика, в которую должен быть вовлечен каждый верующий (будь он или она академическим богословом или нет). Христианин должен читать Библию, а также их культурные «тексты» и «тенденции», чтобы они могли понять их влияние на христианскую веру или против нее, и чтобы они могли бросить вызов и критиковать их, если они склонны подрывать христианскую веру. Будучи культурно грамотным, христианство сможет эффективно продвигать свою миссию в мире. Мне нравится, как в книге затрагиваются вопросы как местного американского, так и международного значения. Такие вопросы, как рэп-культура, представленная Эминемом, права человека и мир блога, которые которые, вероятно, избегают многие богословы, выдвигаются на передний план.
Майкл Муоки Вамбуа,
Университет Дейстар, Кения