Первые городские христиане: социальный мир апостола Павла
Первые городские христиане: социальный мир апостола Павла.
Уэйн А. Микс,
(Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1983. Стр. 320)
Мы привыкли ожидать от Уэйна Микса только самого лучшего. Начав с изучения христологии Иоанна в середине шестидесятых, он наэлектризовал область происхождения христианства статьями и книгами, не уступающими в техническом блеске, воображении, проницательности и здравом смысле. Все чаще его внимание переключается с теологии на социальный мир раннего христианства – среду раннехристианских групп, символические миры, которые они создавали, отношения, которые существуют между социальными факторами и образцами верований. Этот сдвиг или расширение интереса аналогичен тенденциям в гуманитарных науках в целом, где количественная история и исследования популярной культуры стали дополнять, а в некоторых кругах даже вытеснять историю идей. В рамках религиоведения социальное описание – это интерес, который Микс разделяет сейчас со значительным числом студентов ранней церкви. Настоящая работа знаменует собой кульминацию десятилетия научного брожения и представляет собой первое всестороннее рассмотрение Павла с социально-исторической точки зрения. Микс намеревается описать жизнь обычных христиан в рамках миссии Павла. В каких городах они жили? Как они путешествовали? Какие должности они занимали? Насколько разнообразен был их социальный статус? Каковы были их перспективы социального продвижения? В соответствии с какой структурой были сформированы новые христианские ячейки? Как разрешался конфликт внутри них? Какую роль играли деньги в осуществлении власти? Насколько четко были очерчены границы групп? Насколько успешно была укреплена групповая сплоченность? Каким образом определялось и наказывалось девиантное поведение? При каких обстоятельствах встретились верующие? Какое влияние ритуалы оказывали на отношение и диспозиции? Какие связи можно обнаружить между социальными установками и теологическими верованиями? Вкратце, каковы были конкретные реалии социального взаимодействия, которые сформировали восприятие Евангелия от Павла и, в свою очередь, повлияли на него? В общих чертах ответ Микса заключается в том, что христианство Павла было насквозь городским. Оно процветала в городах, где плотность населения приближалась к плотности современных промышленных трущоб. Его приверженцы были социально разнообразны – ремесленники, торговцы, рабы и бывшие рабы, некоторые люди среднего достатка и особенно подвижные люди, чье собственное чувство статуса могло быть выше, чем то, которое приписывали им их соседи. Они формировали небольшие группы, часто с помощью покровителей, которые отличались своей близостью, неформальной иерархией и чрезвычайно тщательным процессом ресоциализации. Обращенные Павла и коллеги были тоталитарны и эксклюзивны в своих притязаниях, но в то же время открыты для определенной степени общения с “миром”. Их обряды укрепляли чувство принадлежности, а их системы символов – ощущение того, что социальные потрясения в их собственной жизни не были лишены смысла. Столь краткий обзор едва ли отдает должное деталям и фактуре повседневной жизни, которые раскрывает Микс. Это также не намекает на то, в какой степени результаты даются с таким трудом. Поскольку доказательства часто разрозненны, фрагментарны и косвенны, информация может быть извлечена только с кропотливой тщательностью. Не последнее из достоинств книги заключается в том, что она шаг за шагом проводит нас через процесс противостояния непокорным источникам. Микс почти никогда не требует слишком многого, и те, у кого менее строгие стандарты, могут возразить, что он требует слишком мало. Но хорошо бы помнить, что неопределенность авторства, датировки, происхождения, истории традиций и редактирования делает многие тексты менее поддающимися исторической реконструкции, чем нам хотелось бы. Также хорошо иметь в виду, что использование грандиозных социологических теорий для заполнения пробелов в данных, каким бы модным оно ни было, является всего лишь еще одной формой модернизации. Микс внимателен ко всем этим осложнениям и ловушкам. Его строгость и сдержанность устанавливают норму, по которой можно оценивать методологию всех подобных исследований. Тем не менее, справедливо спросить, какой в итоге получается доход. Насколько приращение знаний происходит в результате применения социальных наук к этим литературным и археологическим останкам? В некоторых случаях – очень много. Там, где другие довольствовались поиском только разума Павла, Микс, будучи знакомым с социологией, антропологией и древней историей, способен воплотить миссию Павла в жизнь. Это жизненно важно, потому что цели Павла при написании были в высшей степени практическими и потому что “сила утверждения веры определяется всей матрицей социальных моделей, в рамках которых оно произносится”.
Это одна из тех редких работ, которая достаточно глубока в изучении, достаточно широка по охвату и достаточно прямолинейна в изложении, чтобы быть благом как для специалистов, так и для неспециалистов. Это заставит людей говорить в течение некоторого времени.
ДЭВИД Р. АДАМС