Павел пастор
Чем занимаются пасторы? Они проповедуют и учат; планируют богослужения; совершают посвящение младенцев, свадьбы и похороны; евангелизируют; занимаются душепопечением; посещают больных и пожилых людей; проводят разные лидерские встречи. Список длинный, но, как известно каждому пастору, всегда добавляется что-то еще.
Но для чего все это делают пасторы? В разгар плотного графика пасторы слишком быстро и легко забывают о своей цели, упуская из виду цель, ради которой все их действия являются лишь средствами. В «Пасторе Павле» Скот Макнайт копает жизнь и мысли апостола язычников, чтобы напомнить пасторам об их основной цели. Он заранее объявляет о своём акценте: «Пастор призван взращивать культуру Христоформности (Христоподобии)». Как говорит сам Павел в Послании к Галатам 4:19: «Мои дорогие дети, ради которых я снова в муках родов, доколе не изобразится в вас Христос». В Послании к Римлянам 8:29 Павел описывает Христоподобие как собственную цель Бога: «Тем, кого Бог предвидел, Он также предопределил сообразоваться с образом Своего Сына».
Обычно мы понимаем Христоподобие индивидуально. Человек – например, вы или я – все больше уподобляется Христу в мыслях, словах и делах. Все верно, но этого недостаточно, поскольку Христоподобие также должна пониматься в социальных терминах. Это характеристика как христианина, так и общины, членом которой он или она является. Согласно Макнайту, церковная культура состоит из четырех элементов: пастора (ов) и лидеров; собрание; отношения между ними; и политики, структуры и системы, которые ими управляют. «Никакая церковная культура не является полностью хорошей, – предупреждает Макнайт, – потому что она исходит от людей, которые не совсем хороши. Тем не менее, сила Евангелия на определенном уровне преобразует то, что могло быть плохой культурой, в хорошее, так что у церквей есть хотя бы небольшой шанс стать культурой добра».
В главе 1 кратко описаны «десять элементов христоподобной культуры, которые пастор может взрастить»: люди, формирование, слушание, пророчество, присутствие, священство, служение и лидерство, все время сопротивляясь искушениям знаменитости и власти. В главах 2–8 описывается, как выглядит такая культура с точки зрения отношений, экономического управления, толкования Священного Писания, евангелизационного свидетельства, ниспровержения мирской и практической мудрости. Макнайт признает, что эти темы носят скорее иллюстративный, чем исчерпывающий характер. Пастор Павел, настаивает он, не является систематическим пастырским богословом.
Кроме того, на протяжении всей книги Макнайт неоднократно заявлял, что он пишет как знаток Нового Завета, а не как пастор. Он пытается описать то, что сделал пастор Павел, а не предписывать, что должны делать современные пасторы. Даже в этом случае книга поучительна и наводит на размышления. Пасторы, у которых есть уши, чтобы слышать, услышат его Христоподобное послание и будут знать, что с ним делать в контексте своей общины.
В заключение я приведу цитату с предпоследней страницы Макнайта, которая напоминает читателям-пасторам об их нужде в Святом Духе. «Христоподобие – это не неизбежное следствие формирования правильных привычек и не просто результат намерений и силы воли. Напротив, Христос присутствует в нашем слове через Духа, а благодать Божья, действующая через Духа, является единственным путём Христоподобия. Христоцентризм возможен только через Пневмоцентризм: мы можем найти Христа в центре, только если мы открыты Духу, ведущему нас туда».