Павел и апокалиптическое воображение

Нет описания фото.Павел и апокалиптическое воображение.
Б.К. Блэкуэлл, Дж. К. Гудрич и Дж. Мастон (редакторы).
Миннеаполис: Крепость, 2016. Стр. 488.
В последние годы в исследованиях Нового Завета все чаще встречаются дебаты относительно “апокалиптического Павла”. В библеистике слово “апокалиптический” используется настолько широко, что его используют по-разному, так что его точное значение может стать запутанным. Этот важный новый том, “Павел и апокалиптическое воображение”, проливает важный свет на все споры о Павле и апокалиптике.
Несколько библеистов собрались, чтобы поговорить об апокалиптическом воображении Павла, и эта книга является результатом этой встречи. Введение (написанное редакторами) открывает более широкую академическую дискуссию о Павле и апокалиптике. Редакторы утверждают, что ученые склонны подходить к апокалиптической мысли Павла двояко. Либо они фокусируются на “Эсхатологическом вторжении”, либо на “Раскрытом исполнении” (см. стр. 6). Оба этих подхода имеют свои особые взгляды на оси пространства, времени и эпистемологии. Редакторы любезно раскрывают некоторые из вопросов, которые послужили поводом для обсуждения в этом томе: в какой степени ангелы и другие космические силы играют роль в богословии Павла? Как Павел понимает историческую взаимосвязь спасения? Характеризуется ли она непрерывностью или прерывистостью? Развивается ли теология Павла перспективно (от тяжелого положения к разрешению) или ретроспективно (от решения к тяжелому положению)? (см. стр. 18). 17 глав книги разделены на четыре части. Часть 1 включает введение и еще одну главу Дэвида Шоу, которая подготавливает почву для последующего обсуждения, “описывая текущую ситуацию в надежде сориентировать читателя на апокалиптический пейзаж” (24). Часть 2 предлагает четыре главы, в которых рассматриваются различные точки зрения на “два подхода” к PAI. Главы М.К. де Бура и Д.А. Кэмпбелла в целом представляют подход “эсхатологического вторжения”, а главы Э. Хамфри и Н. Т. Райта – подход “Раскрытого исполнения”. В третьей части (главы 7-10) предпринята попытка контекстуализировать PAI включить его в разговор с различными партнерами по диалогу. Л.Т. Штукенбрюк обращается к апокалиптической мысли в литературе о втором храме. Он подчеркивает, что еврейская апокалиптическая литература того времени уделяла внимание не просто “будущему”, но предлагала “эсхатологическую надежду, основанную на историях о прошлых событиях, переоткрытых из традиции таким образом, чтобы представить нынешнее зло, будь то грех или страдание, в перспективе” с серьезными последствиями для нынешней жизни (с. 152). Дж.Р. Додсон сравнивает Павла со стоиками в вопросах восхождения на небеса и загробной жизни. Хотя основные сходства можно выявить, Павел предлагает удивительно мало подробностей о небесах или небесных видениях или путешествиях по сравнению с откровениями стоиков. Б.К. Блэкуэлл рассматривает Апокалипсис Павла и Деяния Павла как окна в самое раннее толкование Апостола. Уже во втором веке Павел изображался “в апокалиптическом ключе” (стр. 195). Наконец, в этой третьей части П.Г. Циглер размышляет о том, как современная христианская теология перекликается с темой апокалипсиса — и, неудивительно, что Карл Барт играет главную роль в этой дискуссии (см. стр. 203-216). Заключительная часть книги, состоящая из семи глав, посвящена отдельным текстам из корпуса Павла с интересом к PAI. Дж. А. Лайнбо открывает диалог между Лютером и Кеземаном на тему “праведности Божьей” в Рим 3:21-26. Лайнбо снимает шляпу перед аргументом Лютера о том, что использование Павлом языка “праведности Божьей” в основном обусловлено его христологией, а не “лексиконом апокалиптического иудаизма” (стр. 236). Б.Р. Гавента предлагает, пожалуй, самое новаторское эссе в части 4, спрашивая, как можно установите Римлянам 9-11 в PAI. Сторонники так называемого “апокалиптического Павла” склонны сосредоточивать свой интерес на Послании к Римлянам 5-8, почти уступая главы 9-11 “исторической перспективе спасения”.
Это своевременная книга, предлагающая вдумчивые и наводящие на размышления размышления и дискуссии о том, как исследователи Павла используют язык апокалипсиса и применяют его к посланиям апостола. Я не сомневаюсь, что этот том будет пользоваться долгой жизнью, особенно первые главы, посвященные критическим вопросам определения и методологии. Изучающие Павла получат большую пользу от этого коллоквиума, посвященного апокалиптической мысли Павла в контексте.
Ниджай К. Гупта