Павел, Апостол Божьей славы во Христе: теология Павла
Павел, Апостол Божьей славы во Христе: теология Павла.
Томас Шрайнер. IVP Academic 2006. Стр. 504.
Я представляю эту рецензию с некоторым страхом и трепетом — Шрейнер явно является блестящим исследователем Павла, и ему даже удается сделать доступными академические идеи по богословию Павла в своих трудах. Тем не менее, я обнаружил, что это очень узкая перспектива, разочаровывающе-пренебрежительная в ключевых областях теологического спора и слишком длинная и повторяющаяся.
Во-первых, хорошее, а здесь действительно есть что хорошего! Шрайнер усердно работает над тем, чтобы сосредоточить «славу Божию» как сердцебиение Павла, и я оценил попытку «сместить с центра» другие реформатские тезисы (оправдание, предопределение, ordo salutis и т. д.). Первые несколько глав также отлично читаются. Мне особенно понравилась глава о страданиях Павла и о том, что это неотъемлемая часть любой попытки систематизировать его мысли. Шрайнер также выдвигает на передний план идею Павла о «миссии», что-то еще, что часто упускается из виду в таких академических работах, как эта. В целом книга начинается с отличного и захватывающего начала.
В конце концов, исследование сводится к богословским предположениям Шрейнера относительно предузнания Бога, индивидуализированного сотериологического прочтения посланий, таких как Послание к Римлянам и Галатам, и очень жесткого отпора всему, что напоминает о «новой перспективе» на Павла. По мере того, как он строит более кумулятивное прочтение посланий Павла поверх этих неисследованных предубеждений, эти темы продолжают наслаиваться (и повторяться) друг на друга таким образом, что я получил кристально ясное представление о неореформатском взгляде на Павла. Например, дискуссии о «благодати» и работе Духа в оживлении веры скатываются к очень избитой точке зрения «мы все заслуживаем проклятия, поэтому тот факт, что ЛЮБОЙ кто из нас спасен, должен вдохновляться благодарностью и поклонением». Но нет содержательного обсуждения различных взглядов на Божий план прежде создания мира (Ефесянам), который усложняют эту перспективу.
Судя по сноскам и цитатам, Шрейнер исходит из очень узкого теологического течения. Это не проблема сама по себе (у всех нас нет другого выбора, кроме как действовать в соответствии с нашей культурой/точкой зрения), но проблема заключается в его пренебрежительном отношении к тем, кто находится вне реформаторского потока. Например, есть чрезвычайно разочаровывающий экскурс по идее «универсализма», который занимает всего три страницы в 500-страничном томе. В книге, претендующей на рассмотрение всех векторов творчества и мышления Павла, эта тема заслуживает гораздо более взвешенного и серьезного рассмотрения. Вместо этого Шрайнер упрощенно интерпретирует 1 Тимофею 2 (что деторождение – это женская «роль», и поэтому женщины должны всегда стремиться воплотить свою «роль») и повторяет это в нескольких главах. В целом, эта книга во многом является систематизированным изложением неореформаторского подхода к писаниям великого апостола христианства. В каком-то смысле это ценно как универсальное представление этой точки зрения, и если читатель глубоко резонирует с ней, тогда вы знаете, в какой теологической традиции вы чувствуете себя как дома. Для тех, кто ищет презентацию «старой точки зрения», которую Шрайнер является стойким защитником, я рекомендую вместо этого Стивена Вестерхольма. Он гораздо лучше разбирается в других потоках интерпретации.
Джоэл Венц