От Павла до Валентина: христиане в Риме в первые два столетия

Нет описания фото.От Павла до Валентина: христиане в Риме в первые два столетия.
Питер Лампе
Миннеаполис: Fortress Press, 2003. 525 стр.
Это долгожданный перевод окончательного исследования Питера Лэмпе. Автор намеревается исследовать повседневную социальную жизнь первых римских христиан и спросить, как эта “ситуация соотносится с их теологией, с их выражением веры” (2, 411). Лампе продолжает следующим образом: после краткого заявления о появлении христиан в Риме (7-16) он рассматривает доказательства их географического расположения в имперском городе (19-66). Затем, используя в основном труды из Рима или до него, он описывает общее социальное положение римских христиан (69-150). Второй диахронический раздел посвящен социальной идентификации и религиозной позиции христиан, упомянутых в связи с Римом в течение первых двух столетий (153-355). Используя литературу, надписи и нехристианские параллельные документы, он внимательно изучает целых 163 римских христианина (см. 510-12). Наконец, он резюмирует под рубрикой “фракционирование”, что означает его исследование для нашего понимания функции раннего христианства в Риме (359-408).
Что касается топографии, Лампе утверждает, что первые христиане жили в основном в двух бедных районах (трущобах): на другом берегу Тибра в Трастевере и на юге вдоль Виа Аппиа и Виа Латина. Некоторые более состоятельные христиане, возможно, жили в районе Авен-Тин-Хилл. Лампе подробно описывает условия жизни в этих районах.
Поскольку фактических свидетельств очень мало, Лампе часто полагается для проверки на более поздние свидетельства, такие как катакомбы и так называемые титульные церкви. Лампе прав, связывая присутствие христиан с известным еврейским присутствием в Риме. Многочисленные последователи Иисуса, должно быть, поселились в Трастевере, и многие из них, должно быть, были бедны (65-66)…
Рассматривая данные о социальном положении первых христиан, Лампе приходит к выводу, что они действительно были бедными (plerique paupers), но во втором веке религиозная община начала включать в себя высший класс — расслоение, которое отражало римское общество в целом (139). В своем анализе отдельных христиан он отмечает, как часто социальная приемлемость второго века стала включать “членов семьи Цезарей” (351). Поскольку большинство идентифицируемых христиан в Риме были иммигрантами, они, следовательно, говорили по-гречески. Их труды на греческом языке отражают различные уровни нехристианского или классического образования, хотя к концу первого века появляются признаки “внутрихристианской образовательной деятельности”.
От Павла до Валентина – это не повествовательное описание христианства в раннем Риме. Исследование Лампе больше похоже на энциклопедию с отдельными статьями по каждой теме (или человеку). Цель исследования становится ясной только тогда, когда Лампе начинает описывать фракционирование. Вкратце он приходит к выводу, что по всему Риму были разбросаны домашние церкви или кельи. Эти домашние церкви, собранные вокруг основных лиц, могли собираться, а могли и не собираться в определенных квартирах или домах (359-84). Среди этих мобильных ячеек в Риме не было последовательной христианской теологической позиции. В Риме не соблюдалась последовательность; скорее, ожидалась терпимость (385-96). Не было также ни одного римского епископа. Пресвитеры различных домашних церквей время от времени встречались, и иногда они выбирали кого-то из своих рядов для отправки помощи в другие города или даже раздачи помощи бедным Рима. В конце концов такой человек стал бы епископом Рима. Ни римской ортодоксии, ни римской иерархии не существовало в первые два столетия (397-408).
Для понимания истоков христианства в Риме и других местах это важные и убедительные выводы… Подробный анализ христианского Рима в течение первых двух столетий дается нелегко. Эта тщательная работа будет основным ресурсом на долгие годы. ГРЕЙДОН Ф. СНАЙДЕР