Марк Канонизатор Павла: Новый взгляд на интертекстуальность в Евангелии от Марка.
Том Дайкстра.
OCABS Press 2014 г. Стр. 286
Исследование Дайкстра проводит потрясающие, удивительные и оригинальные связи между Павлом и Евангелием от Марка и оставляет у читателей ощущение, что свидетельства заслуживают лучшей интерпретации, чем могут предложить традиционные синоптические модели. Хорошо аргументированная, легко читаемая, погруженная в актуальную экзегетическую дискуссию, книга завораживает, провоцирует и побуждает мыслить нестандартно». Это одна из самых игнорируемых и недооцененных работ библеистов. В будущем на эту книгу будут смотреть как на основополагающую работу, определяющую новое поколение исследователей Нового Завета. Тезис Дикстры состоит в том, что Евангелие от Марка в значительной степени основано на посланиях Павла (в первую очередь к Галатам, но также и к Римлянам, Коринфянам и др.) в сознательной попытке узаконить Павла как авторитетную фигуру раннего христианства. Автор систематически утверждает, что более поздние христиане интерпретировали письма Павла в контексте Марка (с добавлением псевдопавловых писем, соединяющих Марка с Павлом, что еще больше укрепляло «авторитет» Павла. Дикстра основывается на работах Денниса Макдональда, Томаса Броди и Майкла Гулдера. Все они по-разному указывали на зависимость Нового Завета от предыдущих литературных произведений (поэзия Гомера и Септуагинты). Дайкстра использует аналогичную методологию, чтобы добавить третью ногу к табуретке. Как признает Дискстра, методология скользкая. Нет неопровержимого доказательства зависимости, но доступность, сходство, понятность и основной мотив делают аргумент убедительным. Также, автор «Марка» использовал технику под названием «мимесис» (по сути, форма творческого подражания, распространенная в древнеримском обществе), чтобы преобразовать темы, идеи, события и людей в новые истории, служащие новой цели. В этом отношении Марка нельзя рассматривать как «историю», потому что она никогда не задумывалась как таковая. Дикстра идентифицирует это как библейскую историографию. Автор сознательно писал Священное Писание и помещал его в контекст предыдущего Священного Писания (Послания Павла и LXX) и популярной литературы (Гомер), пытаясь предложить авторитетную историю происхождения «Евангелия (Павла)» и Языческую миссию. Это было бы понятно первоначальному сообществу, которое было целевой аудиторией (обращенные христиане). Я так благодарен за эту книгу, она дождалась своей очереди!