История Римлян: повествовательная защита Божьей праведности
Кэтрин Гриб
В “Истории римлян” К.Гриб тщательно и критически интерпретирует послание Павла к Римлянам, используя повествование как основной инструмент интерпретации. К.Гриб утверждает, что история Божьей работы во Христе, которая исполняет “праведность Божью”, закрепляет главный аргумент Павла в Послании к Римлянам. Она структурирует обсуждение текста послания к Римлянам вокруг этого повествования и привлекает внимание к другим историям, играющим важную роль в письме Павла. Она подробно рассматривает ход рассуждений Павла в семи главах, творчески разбираясь с возникающими в них вопросами и трудностями. Работа К.Гриба ориентирована как на специалистов по Новому Завету, так и на общехристианских читателей. Она представляет достоверное и убедительное чтение Послания к Римлянам, связывая аргументы Павла с современными проблемами, с которыми сталкивается церковь.
Повествовательное чтение Римлян является всеобъемлющим мотивом работы Кэтрин Гриб. Она защищает свой повествовательный подход к Римлянам во вступительной главе, обсуждая степень, в которой истории обеспечивают структуру и смысл жизни, а также конкретно теологию Павла. К.Гриб описывает главную историю в Послании к Римлянам как историю действия Бога во Христе, которая простирается от сотворения до конца, но находит кульминацию в событии Христа. Знакомство с этой историей дает герменевтический ключ к чтению Послания к Римлянам. Хотя этот метанарратив является основным для аргументации Павла, К.Гриб отмечает, что другие истории лежат ниже аргументации Павла, и она обсуждает эти истории в соответствующих главах. Они включают в себя истории Авраама в гл. 4, Адама и Христа в гл. 5 и жизнь Иисуса в гл. 12. Отношение К.Гриб к этим историям полезно и убедительно. Более спорно, К.Гриб утверждает, что менее знакомые истории из еврейской Библии дают интерпретационные ключи к сложным текстам в Римлянах. Например, в своем обсуждении Римлянам 1:18 К.Гриб утверждает, что, помимо ссылки на Быт 1-3, Павел ссылается на историю золотого тельца (Исход 32). К.Гриб также пытается пролить свет на смысл Рим 8, обсуждая истории священной войны Давида и Голиафа (1 Цар 17), которые иллюстрируют репрезентативную битву, и Гедеона (Суд 7), которые отражают важность личной святости. Хотя Павел не ссылается конкретно на эти тексты священной войны, К.Гриб утверждает, что они иллюстрируют теологические и культурные контексты, имеющие отношение к аргументации Павла.
Как следует из ее подзаголовка, К.Гриб утверждает, что история Римлян (повествование о событии Христа) тесно связана с темой праведности Бога. Вместе с другими современными учеными К.Гриб утверждает, что “праведность Божья” (Рим 1:17) является основной темой Послания к Римлянам. Она предлагает подробное обсуждение этой концепции во второй главе, описывая конкретные значения, которые “праведность Божья” принимает в LXX. Они включают в себя Божий Завет верности Израилю, Божью справедливость и Божью силу исправить всё в конце времени. Дискуссия К.Гриба услужливо рисует различные варианты использования “праведности Божьей” в LXX в различные группы значений, хотя в некоторых случаях это кажется несколько надуманным. К.Гриб обращает внимание на группы значений, которые лежат в основе использования Павлом этого термина в Рим 1:17-18 и во всем письме в целом. Наряду с другими интерпретаторами после Сандерса, К.Гриб считает, что «праведность Божья» в Рим 3:22 относится не к вменению Божьей праведности верующему, а скорее к праведной деятельности Бога. Она также читает “верность Христа” в Рим 3:22 как ссылку на верную жизнь Христа, а не на веру во Христа. К.Гриб отказывается рассматривать Рим. 9-11 как дополнение к основному аргументу Павла и рассматривает эти главы как центральный раздел в защите Павлом Божьей праведности. Другие экзегетические решения также перекликаются с постсандерскими темами, особенно в работах Хейза и Райта. Ее зависимость от сторонников этой точки зрения Павла означает, что она часто молчит о несогласии с этой позицией, но этого можно ожидать только в работе, которая отчасти популярна по замыслу.
Забота К.Гриб о современной актуальности Римлян очевидна в конце каждой главы, в которой выделяются моменты “для дальнейшего размышления”. К.Гриб спрашивает, как чтение Послания к Римлянам влияет на христианские подходы к современным проблемам. Задавая вопросы, а не предписывая ответы, К.Гриб приглашает христианских читателей лично и тесно взаимодействовать с текстом. Например, в своих размышлениях в конце главы 1 она спрашивает о современных аналогиях с разделением евреев и язычников, отраженным в Римлянам 1-3, и спрашивает, как бы Павел отреагировал на сегодняшних христиан. К.Гриб также показывает, как понимание Павлом праведности Божьей влияет на то, как христиане, индивидуально и корпоративно, взаимодействуют с миром. Акцент К.Гриб на повествовании может также заинтересовать читателей, незнакомых с академическими дискуссиями о Римлянах, поскольку она связывает историю Христа с другими библейскими историями, знакомыми читателям христианского Писания.
Сила работы К.Гриб заключается в её акценте на истории, а также в его попытке донести недавние исследования Римлян до более широкой аудитории. Зависимость К.Гриб от повествования в ее чтении Римлян показательна и убедительна. Хотя послания Павла, безусловно, не являются историями, признание того, что истории отчасти составляют основу богословия Павла, является важным и растущим признанием в исследованиях Нового Завета. Некоторые из незначительных аллюзий, которые К.Гриб находит в тексте, менее убедительны, но другие добавляют новое понимание аргументации Римлян. К.Гриб превосходно сочетает нюансы экзегетических решений с соображениями контекста и более широкого применения. Она показывает, что экзегетическая работа и богословская рефлексия ни в коем случае не являются исключительными, и ее работа была бы полезна как заинтересованным читателям, так и ученым.
Edward Mackenzie