Иисус. Все мировые исследования.
Под редакцией Джеймса Чарзвольта и Петра Покорного.
Эксмо, Москва. 2021 г. Стр. 1056.
Прекрасная антология последних достижений науки по изучению личности Иисуса Христа (исторического Иисуса). Так же в книге много уделено внимания библеистике и ранней истории Христианства. Такие книги выходят раз в десятилетие. Этот сборник представляет собой уникальную подборку обзорных работ 40 всемирно известных иудейских и христианских исследователей, представленных на II Принстонско-Пражском симпозиуме по исследованию Иисуса (Princeton-Prague Symposium on Jesus Research). Несмотря на периодические возражения, поиски исторического Иисуса по-прежнему разбиты на четкие этапы, как в этой работе, оборачивающей череду выдающихся достижений. Что отличает Третий Поиск, или то, что Чарзвольт называет «Исследованием Иисуса», так это то, что те, кто ищет Спасителя, теперь находятся в компании других, увлеченных научной историографией. Цель представленного симпозиума состояла в том, чтобы оценить, на каком этапе изучения исторического Иисуса мы находимся. Вот некоторые наблюдения… Стэнли Портер утверждает, что Швейцер вовсе не прекратил дискуссию об Иисусе, а определил повестку дня для последующей работы, которая, как он надеялся, будет более исторической. В главе о смене парадигмы Чарзвольт отмечает, что в еврейском обществе до 70-х годов можно обнаружить более 20 подгрупп и сект. Иисуса следует рассматривать не против иудаизма, а как показывает литература об иудаизме Второго Храма, как набожного еврея. Объясняя, почему Иисус стал странствующим, Герд Тейссен указывает на его роль плотника в обществе, которая уже заставила Иисуса путешествовать по его территории, а также на модели Илии и Ионы. Он опровергает гипотезу о том, что Иисус противопоставлял себя современникам, таким как Иуда Галилей. В некоторых полезных рассуждениях о значении Иисуса как странствующего проповедника Тайссен отмечает, что не случайно Иисус учил на задворках общества, что позволяло ему отстаивать убеждения, занимающие центральное место в иудейских традициях. Майкл Вольтер утверждает, что слушатель — это герменевтический ключ к историям, рассказываемым Иисусом. Однако Уолтер концентрируется на том, как рассказчики используют притчи, чтобы связать ожидание земного царства с личным присутствием Бога, и объясняя, как незаметное служение Иисуса можно понимать как неотъемлемую часть универсального эсхатологического спасения Бога. Клаус Хаакер берет за отправную точку сотериологические последствия учения Иисуса, которые нельзя объяснить как отголосок керигмы Церкви, указывая на глаголы вхождения, получения, наследования и созерцания Царства Божия, которые Иисус заимствовал из Ветхозаветные традиции. Вывод, который можно было бы разъяснить более полно, заключается в том, что «Иисус устраивал своих слушателей по образцу Израиля, блуждающего по пустыне» (стр. 149). Петр Покорный предполагает, что самой серьезной причиной отделения Иисуса от Иоанна была стратегия спасения. Подчеркивая катастрофу, Иоанн стремился к переменам, шокируя свою аудиторию, в то время как Иисус считал свое время временем радости и указанием на Божью милость в мессианскую эпоху. Исследуя один из аспектов мнения о том, что творческий подход к Ветхому Завету, характерный, в частности, для Евангелий, зародился в Иисусе. Отмечая, что Иисус контактировал с нечистыми для того, чтобы сделать их чистыми, в новаторской и историографически чувствительной главе Том Холмен пытается понять мысли Иисуса о чистоте и Его миссии. Сообщается, что Иисус не занимается очищением и не ведет себя так, как если бы он сообщал о нечистоте. Скорее, действуя подобно жертвеннику, Иисус перевернул основное предположение и сообщил о чистоте, так что его чистота стала заразной. За этой точкой зрения стояло убеждение Иисуса, что эсхатологическая чистота через Него начала господствовать над нечистотой и что те, кого он очистил, стали источниками чистоты. Иногда в этих эссе трудная работа по установлению того, что может быть разумно приписано самым ранним сообщениям об Иисусе, обходится стороной, в других случаях неопределенность доказательств не признается, что позволяет легче получить результаты, удовлетворяющие исследователя. Тем не менее, хотя введение обещает слишком много, есть вспышки света и свидетельства областей, где проводится новая работа, а старые результаты опровергаются. Книга для богословов и интересующихся современной библеистикой. Временами читается легко, но в основном язык академичный и замедляет темп прочтения.
Beniamin Pascut