Женщины-христианки в святоотеческом мире: их влияние, авторитет и наследие во втором-пятом веках
“Женщины-христианки в святоотеческом мире: их влияние, авторитет и наследие во втором-пятом веках”,
Линн Х. Кохик и Эми Браун Хьюз.
Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic, 2017. 292 стр.
Наследники богословия Павла, женщины сыграли фундаментальную роль в развитии христианства. Они были «прямо в гуще всего» с самого начала (с. xxxii). К сожалению, их истории были (и остаются!) написанными и недосказанными по сравнению с их коллегами-мужчинами. В результате наше понимание христианской истории скудно, как и наше представление о возможностях вклада женщин в христианскую жизнь в настоящее время.
К счастью, Линн Х. Кохик (профессор Нового Завета в Уитон-колледже) и Эми Браун Хьюз (доцент богословия в Гордон-колледже) объединились, чтобы исправить некоторые исторические оплошности. Они исследовали первые несколько столетий постапостольского христианства, обращая внимание на статус, роль и влияние женщин в раннехристианских общинах. Результатом их исследования стала информативная, детализированная и увлекательная книга. У этих женщин раннего христианства сложный и увлекательный характер. Их истории настолько убедительны, что в этом томе вряд ли найдется скучный момент.
Каждая глава книги «Христианки в святоотеческом мире» начинается с обзора исторического контекста, ориентирующего читателя и определяющего положение предмета. Так много изменилось со второго по пятый век, что Кохик и Хьюз имеют возможность исследовать множество тем, связанных с гендером, историей и богословием. Авторы оказались хорошо информированными и одаренными учителями по этому множеству тем и по историям этих женщин. Попутно Кохик и Хьюз знакомят читателей с:
• Фекла — первомученица и дева
• Перпетуя и Фелиситас — матери и образцовые мученицы
• Елена Августа — императорская «первооткрывательница» Истинного Креста Христова
• Эгерия — мемуарист-путешественник.
• Моника — благочестивая мать Августина.
• Макрина — монашеская покровительница и философ
• Мелания, Марселла и Паула — аристократы, ставшие аскетами и
богословскими соотечественниками Руфина и Иеронима
• Пульхерия — покровительница империи
• Императрица Евдокия — богословская поэтесса.
Исследуя жизнь и наследие древних христианских женщин, Кохик и Хьюз делают важное замечание, что совершая контркультурные шаги сопротивления или приспосабливаясь к ценностям своего общества, эти женщины были активными христианскими лидерами. Да, они столкнулись со многими препятствиями (идеологическими, культурными, теологическими и политическими); однако, как отмечают авторы,
даже в самых угнетающих обществах и ситуациях у нас есть примеры женщин, живущих своей жизнью с творческой энергией и мобильностью, пользующихся возможностями по мере их появления, обладающих свободой воли и демонстрирующих религиозные убеждения способами, которые удивляют современные чувства, и вносят свой вклад в пеструю историю раннего христианства. (стр. xxv)
Даже если женщины не сидели на соборах и не документировали официальные церковные заявления, они вносили свой вклад в развитие христианства, его доктрины и этику — они были настоящими богословами. Они воплощали верность и особое богословие в мученичестве, безбрачии и материнстве. Они пророчествовали, видели видения, строили церкви и основывали монастыри. Они были аскетами, политиками и учителями своих более известных сыновей и братьев. Иногда, хотя и не так часто, как они того заслуживали, им отводилось место в церковной литературной традиции.
Кохик и Хьюз заслуживают похвалы за проницательную и доступную книгу. Книга «Христианки в святоотеческом мире» — долгожданное дополнение к библиотеке каждого учителя и ученика раннего христианства. Самое главное, что авторы помогают своим читателям и Церкви в целом помнить: «Наше ответственное упоминание таких женщин, как Перпетуя, Елена, Моника, Паула и Евдокия, расширяет наше понимание христианской истории и богословия и дает нам основу для защиты представительства женщин различными способами. Когда мы вспоминаем их вклад и наследие, мы не можем представить себе христианство без них» (стр. 259).
Томас Эстес