Очень прискорбно наблюдать за состоянием многих современных христианских церквей: охлаждение и духовная слабость. Зачастую это происходит из-за того, что для многих верующих Библия потеряла свою ценность. Порой в руководстве и устроении церкви, евангелизации и душепопечении служители руководствуются не Священным Писанием, а пользуются мирскими методами, психологическими приёмами, и другими небиблейскими источниками. При этом церковь заявляет, что Библия богодухновенна и полезна. Регулярно на богослужениях звучит библейская проповедь, но для некоторых проповедников Слово Божье является лишь «трамплином» для последующих человеческих философствований.
Но ведь Писание оставлено нам Богом для того, чтобы именно оно могло быть главным руководством для веры и поведения. «Понятие «достаточность Писания» означает то, что Писание содержит в себе все слова Божьи, которые Он желал сказать Своему народу на каждом этапе истории спасения, и сегодня оно содержит в себе все, что нам необходимо знать для нашего спасения, для совершенной веры в Бога и для совершенного послушания Ему». (Грудем, 129) Через Писание мы узнаём характер и намерение Бога относительно разных вопросов. «Бог предоставил в Писании для нас именно ту информацию, которая действительно является полезной и приведет нас ко спасению (Ин. 20:30-31; 21:25). (Дегтярев). Библия является Божественным ресурсом для христианской жизни и церковного служения. Слово Божье само Себя истолковывает и помогает исследователю Божьего откровения получить все ответы на волнующие его вопросы.
Доктрина о достаточности Писания – это самое важное кредо христианской веры. Есть разные способы духовно обогатить христианина, но все они должны согласовываться с критерием истинности Божьего Слова. Под Писанием мы понимаем и Ветхий, и Новый Заветы. Конечно, Бог намного больше сказал, чем написано в этих 66 книгах. Но руководством для христианской жизни могут быть только эти книги, записанные под руководством Духа Святого. Об этом ясно говорит Павел во 2 Послании к Тимофею 3:16. «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для наставления, для исправления, для наставления в праведности». Хотя Павел в этом тексте говорил только о книгах Ветхого Завета, всё же мы верим, что и 27 книг Нового Завета также подходят под этот критерий. Если Писание богодухновенно, тогда оно достаточно для научения всем важным истинам, исправления того, что не соответствует Божьим стандартам. Если Писание вдохновленно Духом Святым, тогда оно является критерием Божьей воли. Люди могут нас многому научить, но все эти наставления не должны противоречить Божьему Откровению.
Писание достаточно по своему содержанию. Эти стихи, имея параллельное место в Ветхом Завете, в 118 Псалме, и будучи подкреплёнными стихом из И. Навина 1:8, в высшей степени подтверждают абсолютную достаточность Писания для удовлетворения всех духовных потребностей Божьего народа. (Мак-Артур,160) Если Писание богодухновенно, тогда оно безошибочно, потому что Бог контролировал процесс записывания Своего Слова к людям, а значит его достаточно для руководства в повседневной жизни (2 Петр.1:21). Важно отметить, что Пётр в тексте 2 Петр.1:19-21 утверждает, что верующие хорошо делают, что обращаются к вернейшему пророческому Слову, в контексте истории общения Иисуса с учениками на горе Преображения. Среди них был и Петр. То есть он был в близком общении с Христом, мог слышать его наставления. Но все же наставления церкви, апостол основывает не на своём опыте общения с Христом (2 Петр.1:17-18), не на человеческих мнениях (2 Петр.1:16) , но на записанном Священном Писании (2 Петр.1:19). Кто-то может возразить: « вот если бы Иисус лично со мной разговаривал, тогда, конечно, я бы слушал Его». Но Пётр направляет слушателей на послушание Божьему Слову, потому что только оно достаточно для решения разных вопросов и проблем.
Иисус в своих диспутах с книжниками и фарисеями всегда апеллировал к Писанию, как к единственному авторитетному источнику. Так, когда Иисусу задали вопрос о позволительности развода, и в основании привели решение Моисея, который позволил давать разводное письмо, Он ссылается на книгу Бытие 2:24 и говорит, что так не было в начале (Мф.19:3-9). Для Иисуса Писание было наивысшим авторитетом, выше любых человеческих преданий. Иудеи же в вопросе развода опирались на доводы двух доминирующих школ Шамая и Геллеля, придумывая основание для развода. Но все их аргументы были основаны на мнениях людей и сложившихся обстоятельствах. Иисус же показывает достаточность Писания в трудных семейных вопросах.
Апостол Павел также подтверждал достаточность Писания, когда насаждал и устраивал новые церкви. В каждом своём послании он постоянно ссылается на Ветхий Завет, чтобы заложить фундамент. Даже он похвалил верийцев, которые проверяли слова апостола, когда он их учил, и сверяли его учение со Священным Писанием (Деян.17:11). Когда в церкви Коринфа возникла проблема с аморальностью, Павел ссылается на тексты Ветхого Завета и даёт инструкции, как жить свято (1Кор.5:6-8). Писание достаточно для руководства в христианской жизни. Когда в церкви Рима недоставало единства между верующими, Павел снова ссылается на древние библейские тексты, как на достаточные для решения межличностных отношений (Рим.14:10-11).
В Ветхом Завете также есть множество примеров достаточности Писания. Например, когда евреи пришли в Иудею после Вавилонского пленения, то для того чтобы устроить еврейское общество, Ездра обратился к Священному Писанию (Неем.8:1-8). Давид пишет в Пс.18:8, что закон Господа «совершен» (евр. цельный, полный). И если закон достаточен, тогда он укрепляет душу и умудряет простых. Многие псалмопевцы обращались к Писанию как единственному источнику познания воли Божьей (Пс.1:2; 118.).
Почему важна доктрина достаточности Писания? В Своём суверенном плане Бог оставил Своё Слово и не хотел к Нему ничего добавлять и ничего из него убавлять. В Откр.22:18-19 написано: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». Если эта истина верна, тогда мы не можем ставить человеческие предания на одном уровне со Священным Писанием, хотя в некоторых церквах такая практика уравнивания Писания с другими авторитетами присутствует. Грудем говорит,что «ни одну другую книгу мы не можем считать равной Писанию по значимости». Конечно же, мы должны уважать традиции и человеческий опыт, но ни в коем случае не ставить знак равно с Писанием.
Православные верующие ставят решения семи Вселенских соборов наравне с Писанием. Также они считают, что «если христиане – это Народ Книги, то Библия – это Книга этого Народа; она не должна почитаться чем-то, что стоит над Церковью, но как нечто, что живет и понимаемо внутри Церкви (вот почему мы не должны разделять Писание и Традицию». (Сосси,46). Есть истина в том, что Библия – это живая книга, но все же она стоит выше церкви, потому что является Словом Самого Бога, а традиии – это слова человеков. А люди способны ошибаться в своих рассуждениях. Поэтому нельзя приравнивать Писание и традиции.
Также важность этой доктрины состоит в том, что мы не должны выходить за рамки Священного Писания, когда проповедуем или благовествуем, размышляем над жизненными вопросами, а довольствоваться Божьим Словом. «Когда перед нами встает подлинно значимая для нашей христианской жизни проблема, мы можем обратиться к Писанию, с уверенностью в том, что через него Бог поможет нам решить ее». (Грудем, 133). Наш интеллект должен быть полностью подчинён Божьему Откровению и нам не нужно «мудрствовать сверх того, что написано» (1 Кор.4:6). Истина о достаточности Писания имеет огромное значение для нашей христианской жизни. Она дает нам возможность сосредоточить наш поиск на одной только Библии. Нам не нужно перечитывать книги христианских мыслителей…, не нужно изучать все учения Церкви или искать ответа среди тех ощущений, которые приходят нам на сердце, чтобы понять, чего требует от нас Бог. (Грудем, 130)
Если христиане будут ценить авторитет Библии, то они не будут сомневаться в ее достаточности для спасения и практической христианской жизни. «Когда люди изучают Библию, Бог говорит с ними в течение процесса изучения и преображает их посредством истин, которые они обнаруживают» (Бойс, 4). Кальвин, говорил, что «Писание является самоудовлетворяющим». Писание самодостаточно. И только люди, изучающие его, могут оценить его глубину.
Список цитированной литературы
Грудем, У. Систематическое богословие: Введение в библейское учение. Санкт-Петербург: Мирт, 2004.
Паш, Р. Богодухновенность и авторитет Библии. Миссия Фриденс Ботэ, 1997.
Бойс, Дж. Основы христианской веры. Киевская богословская семинария, 2001.
Мак-Артур, Дж. Толкование книг Нового Завета. 2-е Послание к Тимофею. Славянское Евангельское общество,2004.
Сосси Л., Коу Д, Гоумс,А. Евангельская Протестантская традиция и учение Православной Церкви. Киевская Богословская Семинария,2005.
Владимир Дегтярев, Основы Христианского Богословия. Запорожский библейский колледж (DMin Диссертация), Запорожье, 2007 г.