Восстановление после библейской мужественности и женственности
«Восстановление после библейской мужественности и женственности»,
Эми Берд.
Зондерован, 2020. 240 стр.
Эйми Берд глубоко привержена делу поощрения пасторов к тому, чтобы они снаряжали женщин в церквях для их полного процветания во Христе. Она убеждена, что такое процветание будет включать в себя богословскую остроту, истинное партнерство в служении и открытые двери для существенного влияния, при этом подтверждая особую роль мужчин в церкви и дома. Она неоднократно разъясняет, что она говорит и что она не говорит.
Для достижения своей цели она ставит перед собой задачу пробудить благонамеренных пасторов, которые не нашли времени посмотреть на мир глазами женщин. Она прекрасно понимает, что в этом есть риск. Некоторые мужчины не воспринимают всерьез теологические сочинения женщин.
Но она видит еще одно большое препятствие: господствующий оплот «ортодоксального» патриархата, примером которого является CBMW. Учение, к которому она хочет обратиться, основано на определениях мужественности и женственности, впервые предложенных в «Восстановление библейской мужественности и женственности», Джона Пайпера и Уэйна Грудема.
Эми считает, что сейчас они мешают женщинам полностью взрослеть. Это ставит перед ней серьезную задачу: атаковать эту твердыню, все время подтверждая необходимость прояснить сотворенный взаимодополняющий порядок мужского и женского пола посреди нашего нынешнего культурного безумия.
Она начинает свою книгу с метафоры из произведения 19-го века («Желтые обои»), чтобы показать, как мы можем быть слепы к нашим андроцентрическим предположениям. Эта метафора формирует остальную часть книги. Далее она переходит к своей четкой цели, заявленной много раз, часто с наводящими вопросами. Она возражает не против различия между мужчиной и женщиной, а против его методологии и применения. В наше время это было основано на определениях мужественности и женственности, предложенных Джоном Пайпером в 1991 году, которые она цитирует:
В основе зрелой мужественности лежит чувство благожелательной ответственности за руководство, обеспечение и защиту женщин способами, подходящими для мужчины.
В основе зрелой женственности лежит чувство утверждать, получать, утверждать силу и лидерство мужчины способами, подходящими для женщин.
Это онтологическое определение мужского и женского. Мы более чем биологически разные. Эми не отрицает, что секс начертан на нас телом и душой. Но она находит эти широкие определения крайними и неприемлемыми. По словам Пайпера, Бог не только дал определенные обязанности как мужчинам, так и женщинам в церкви и браке, но мужское и женское начало проявляется повсюду.
Учитывая такое абсолютное и безоговорочное определение, все, что нужно предложить критике, — это контрпример из Писания. Ибо если эти определения верны для всех, то они должны быть универсально проиллюстрированы словом Божьим. Но это не так. Большая часть этой книги посвящена исключениям, случаям, когда женщины не вели себя «женственно» по определению Пайпера и Грудема. К моему удивлению, их много. Вот некоторые из них: Руфь, Олдама, Девора, повивальные бабки Исхода, Авигея, Мария и Елизавета, и женщины при воскресении Иисуса. Она также расскажет о Присцилле, Фибе и женщинах в конце письма к Римлянам. Эми излагает свои доводы, и они основаны на надежной интерпретации отрывков. Ее толкование основано на простом чтении Писания. Она рассматривает культурный контекст, литературные приемы и значения слов, чтобы показать вдохновленное свидетельство достоинства, значимости, уникальности и сильного влияния женщин в Царстве Божьем.
Эйми бросает идеи и взгляды с самых разных сторон. Она охватывает так много моментов и пассажей, что трудно все это переварить. Эми не феминистка. Она, как и все больше и больше авторов-мужчин, считает, что авторитет и подчинение не являются единственной или даже преобладающей категорией отношений между мужчиной и женщиной даже в браке. Чтобы назвать несколько, давайте добавим категории партнерства, единства, братско-сестринских отношений. Она считает, что избыточное внимание к нашей сексуальной идентичности, основанной на авторитете (мужском) и подчинении (женском), уменьшает нашу большую идентичность во Христе.
Вот почему она пишет — чтобы поддержать библейские представления о благочестии. «Мужчины и женщины-христиане стремятся не к так называемой библейской мужественности или женственности, а к христоподобию» (114). Она отмечает, что подавляющее большинство освящающей работы Духа Божьего в мужчинах и женщинах одинаково. Лишь в нескольких отрывках описываются их особые обязанности в браке и семье. Нет мужского способа любить правду и избегать клеветы. В этом случае церковь должна относиться к ученичеству женщин так же серьезно, как и к ученичеству мужчин. Эйми увлечена тем, что церковь является центральным местом ученичества в Божьих целях.
Она уважает символы веры и конфессии церкви. Нигде нет определения мужественности и женственности. Великий исторический консенсус состоит в том, что центром нашей веры является Вечный Триединый Бог трех лиц в их невыразимой и бесконечной взаимосвязи. Центром является Бог, создающий носителей образа, мужчину и женщину. В центре находится милостивое намерение Бога искупить людей для Себя через воплощение Сына и Его заместительную смерть на кресте. В центре находится эсхатологическая слава Триединого Бога, являющая и делящая свою славу с искупленной невестой, церковью, которая будет с Ним едина. Когда мы ставим в центр гендерные роли, авторитет и подчинение мужских и женских отношений, у нас может возникнуть искушение прочитать временный и сотворенный порядок обратно в бесконечного и вечного Бога и переделать триединого Бога в соответствии с нашими аргументами.
В ее книге выдвигаются серьезные обвинения, обычно с некоторым уважением к тем, кого она критикует. Без сомнения, церковь должна была подтвердить Слово Божье относительно мужчины и женщины, брака и церкви. Но, спрашивает она, как получилось, что тринитарная ортодоксия была подчинена гендерной ортодоксии? Она отмечает, что лидеры CBMW продемонстрировали относительное безразличие к ортодоксальному учению о Троице.
P.S. «CBMW – Совет по библейской мужественности и женственности – это евангельская христианская организация, продвигающая комплементарный взгляд на гендерные вопросы».
Марк Лаутербах