Бог и верность Павла. Критический анализ богословия Павла Н.Т. Райта.
Бог и верность Павла. Критический анализ богословия Павла Н.Т. Райта.
Под редакцией Кристофа Хейлига, Дж. Томаса Хьюитта и Майкла Ф. Берда.
Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament. Тюбинген: Мор Зибек, 2016. Стр. 833.
Эта книга является осмысленным ответом на выдающийся труд Райта «Павел и верность Богу» (ПВБ). Она разделена на шесть частей, в последней из которых сам Райт отвечает на некоторые критические замечания, содержащиеся в основной части книги. Учитывая широту этой работы, тридцать одно эссе, мы сосредоточимся на некоторых основных моментах, а затем дадим оценку книге.
Во введении авторы отмечают, что значимость ПВБ можно увидеть на уровне «откликов, полученных за последние пару лет» от «нескольких журналов». Авторы утверждают, что «с момента публикации книги Джеймса Данна «Богословие апостола Павла» в 1998 году не было ни одной книги о Павле, которая так доминировала в научной среде, по крайней мере, в англоязычном мире». Из-за этого авторы предлагают две причины для этого тома: (1) « ученые проявляют интерес к работе Райта и, следовательно, требуется дальнейшее изучение» и (2) в попытке избежать ограничения обзоров и обзорных статей, цель этого тома состоит в том, чтобы предоставить «подробный анализ» ПВБ и «достаточно разобраться с [его] возникающей общей картиной». Таким образом, гарантируется «преднамеренное и всестороннее взаимодействие» с ПВБ.
Часть I помещает ПВБ в более широкий научный ландшафт. В части II обсуждаются методологические вопросы «от истории до герменевтики». Часть III уделяет внимание «контекстуальным вопросам, связанным с философским, политическим и религиозным окружением Павла». Часть IV, которая описывается как «основная часть тома», исследует экзегетические вопросы, обнаруженные в ПВБ, а часть V исследует его значение для «идеологических течений в науке» и в отношении «церковных общин».
В отношении этого тома стоит упомянуть ряд сильных сторон. Во-первых, как уже было сказано, каждая глава серьезно пытается взаимодействовать с ПВБ на основе особого опыта автора. Во-вторых, широта и глубина этого тома дают читателю представление о более широких дискуссиях, которые окружают исследования Нового Завета, а также о различных способах восприятия и даже интерпретации таких текстов, как у Райта (и нет, не все интерпретации приемлемы). одинаково действительные или убедительные). Таким образом, эта книга косвенно способствует смирению по отношению к другим, которые также работают в своей области, поскольку мы наблюдаем, как ПВБ помещается под микроскоп. В-третьих, ответы Райта участникам одновременно проницательны и красноречивы. Это познавательно, потому что дает читателю представление о том, какие интерпретации ПВБ были правильными, а какие нет, что является важным достижением при обсуждении большого тома, такого как ПВБ. Это красноречиво, потому что мы получаем представление о том, какие аргументы Райт считает весомыми, а какие нет.
Несмотря на утверждения, что эта книга не является опровержением ПВБ, во многих, если не в большинстве глав, так оно и есть. В то время как все участники пытались начать с честного и иронического прочтения Райта, становится ясно, когда читаешь дальше, что практически каждый участник тома предлагает некоторую критику методов Райта, толкования, упущений и других моментов. Конечно, это следует подозревать, но было бы более интеллектуально честным, если бы редакторы вводного тома отметили это, а не замалчивали тот факт, что это читается как нечто вроде ответа, а иногда и опровержения. Тот факт, что Райт предложил ответы многим участникам, еще раз подтверждает этот факт.
В общем, хотя это будет трудным чтением для читателя, который не «боролся» с ПВБ или не знаком, по крайней мере, в общих чертах с различными областями знаний в исследованиях Павла, редакторы предполагают, что такие усилия оправданы, особенно с учетом того, как богословский мир воспринял Райта. Чтение этой книги, подобно подслушиванию разговора научного мира с Н.Т.Райтом.